С ходом времени христианская и языческая традиции неразрывно сплелись в народном сознании; при этом, наряду с преобладающим христианским значением кулича, продолжало активно бытовать его использование в продуцирующих и охранительных земледельческих и скотоводческих обрядах. У русских известно два основных название обрядового хлеба: "кулич" и "пасха"/"паска". Название кулич церковного происхождения, пришедшее в русский язык из греческого, в котором оно означает "крендель". В большей степени оно было известно в городах, в то время как крестьянский пасхальный хлеб, пирог или булка чаще называется "пасха" или "паска". Он мог иметь разную форму (например, в виде раскрытого ягодного пирога - вологодск.), но чаще был круглым, высоким, с выдающейся верхней частью ("верхушка", "голова"), по середине которой из теста делали крест. В тесто обязательно добавляли большое количество яиц, масла, различных добавок, стараясь сделать его сдобным и как можно более скоромным.
Изготовление кулича было одной из самых важный ритуальных обязанностей хозяйки, так как от того, на сколько удался кулич, зависела судьба семьи. Если он хорошо поднялся и вышел ладный, то в семье будет все хорошо, а если тесто в печи не подошло или растрескалась корка, надо ждать несчастья, смерти кого-нибудь из родных.
В некоторых местах куличом так же, как и крашеными яйцами, христосовались в церкви по окончании пасхальной литургии (см. Пасха). Во Владимирской губ., как только священник освящал яства для пасхальной трапезы, каждый из прихожан и церковного причта отрезал от своей "паски" несколько маленьких кусочков. Священник, дьяк и пономарь становились в ряд на солее, верующие подходили сначала к священнику, затем к дьяку, а потом к пономарю и, похристосовавшись, одаривали их куличом. Каждый из церковнослужителей брал подносимый ему кусочек, съедал его или клал на блюдо к своей "паске" и в свою очередь одаривал прихожанина, который делал то же самое. Таким образом начиналось разговление после поста. На домашнем пасхальном столе кулич занимал важное место. В начале трапезы его так же, как и яйцо, по числу членов семьи делил хозяин, наделяя куском каждого из домочадцев.
По народным представлениям, кулич был обязательным элементом пасхальной трапезы и для умерших. Его кусочки оставляли в пасхальную ночь на божнице или на столе под иконами для "родителей", относили в числе других пасхальных блюд на кладбище.
Обрядовое значение кулича было очень велико. Крестьяне старались сохранить и использовать каждый его кусочек. Повсеместно сохраняли верхушку "пасхи", наделявшуюся наибольшей магической силой. Обычно хозяйки пекли не один, а несколько куличей, каждый из которых предназначался для своей цели: один для себя, другой отдавали священнику, третий предназначался для скотины ("скотинная паска"), с четвертым ехали засевать ("засевальная паска").
В Сибири кулич для священника хозяйка выпекала отдельно от других не в субботу, а в Чистый четверг. Делался он из ржаного кислого теста, в форме обычной ковриги, но с накладным крестом, и назывался "четверговым" (см. также Четверговый хлеб). Когда священник приходил в дом с пасхальным молебном, кулич ставили под принесенные из церкви иконы, а после чтения молитв отдавали священнику в качестве платы за молебен.
В Вологодской обл. "засевальную паску" хранили с Пасхи до дня сева в переднем углу, прикрыв от пыли салфеткой; в условленный день от нее отрезали несколько кусочков, которые несли в поле или огород и клали в семена, чтобы увеличить их всхожесть. В тех местах, где пекли одну "пасху", выезжая в поле сеять, хозяин брал ее верхушку и съедал на ниве, чтобы был хороший урожай. В некоторых местах рано утром перед выездом хозяина на поле хозяйка накрывала стол скатертью, на которую клала верхушку "паски", хлеб и соль, на божнице зажигали свечу, все домашние молились: "Зароди нам, Господи, хлебушка", - и клали по три поклона. Затем "пасху" заворачивали в чистую тряпочку и торжественно передавали хозяину.
Иногда остатки кулича использовали при гадании о разных хозяйственных нуждах. Например, в Орловской губ., если в хозяйстве не велись лошади, в пасхальное воскресенье оставшийся после разговления небольшой кусочек "паски" заворачивали в тряпочку и подвешивали в конюшне над головами лошадей; через шесть недель его снимали и смотрели, какого цвета там завелись червяки, такого цвета и надлежало держать лошадей.
В Архангельской губ. весь, не съеденный на Пасху хлеб, а также пироги, ватрушки и т.п., собирали, сушили и хранили до следующей Пасхи, когда их съедали натощак.