Давайте попробуем рассуждать от противного. Допустим, кто-то пригласил вас отметить его день рождения необычным способом: в Третьяковской галерее. Скорее всего, вы согласитесь из любопытства. Но если итогом этого нонконформистского похода не станет хотя бы совместное чаепитие, вы испытаете некоторое разочарование. Совместная трапеза — это высшая форма проявления доверия и уважения между людьми, а также главная составляющая светских и религиозных обрядов. Неслучайно первые христиане использовали для названия вечерних собраний, где они молились и вкушали пищу, греческое слово «агапе» (ἀγάπη), означающее высшую форму проявления любви. Однако сакральное значение трапеза приобрела намного раньше, по сути — одновременно с появлением самого человека.
«Ты меня уважаешь?» Да, мы едим, чтобы жить. Но ни в одной культуре пища не воспринималась исключительно как биотопливо для наших организмов. Еда добывается из окружающей среды и является результатом чудесного процесса творения. Принимая пищу, мы причащаемся таинственным силам, которые отвечают за этот процесс. А принимая пищу в коллективе, мы еще и устанавливаем мистическую связь друг с другом. Проще говоря, пища сближает. Отказ же от приглашения посидеть за одним столом является, по сути, вызовом. Так что не стоит удивляться тому, что особо чувствительные личности, могут воспринять как оскорбление: «Ты что, меня не уважаешь?» Управляет ритуальной стороной трапезы миф. Однако речь не о литературной легенде, записанной во времена, когда изначальный смысл предания уже скрыт от непосвященных. Нет, миф в данном контексте — это базовое представление человека об устройстве мира, объясняющее причины появления жизни, сглаживающее противоречия бытия и указывающее на наше место в космосе. Миф обладает уникальным свойством — он универсален для всех народов, благодаря чему мы можем реконструировать европейские ритуалы, изучая обычаи, например, австралийских аборигенов. Всемирная история знает всего две мифотворческие формации: охотничью и земледельческую, частным случаем которой является скотоводческая культура. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Меню троглодитов Вопреки распространенным заблуждениям, древние охотники не были такими уж дикарями. Мирча Элиаде, один из первых исследователей древних культов, предположил, что в центре их представлений о мироустройстве находилось высшее существо, которое условно названо Владыкой зверей. Владыка отвечал за баланс сил в природе и обладал способностью наращивать плоть и кожу на кости убитых животных. Однако для этого нужно было сохранить их в неприкосновенности, особенно череп. Для облегчения этой нелегкой задачи, скелеты животных нередко оставлялись на ветвях деревьев, вершинах холмов, а то и в специальных скальных хранилищах. Каждая трапеза представителей охотничьих культур, по сути, являлась религиозным актом. Животное выслеживалось, убивалось, свежевалось и употреблялось в пищу в соответствии с определенными правилами, которые складывались в постоянный диалог с Верховным существом. Загодя инсценировали процесс охоты — чтобы показать, что нуждаются в пище, но не собираются брать у природы лишнего. Тщательно сохраняли кости, в которых, по древним представлениям и обитала душа, а головной и костный мозг приносили в дар божеству. Добыча пищи впрок, как, впрочем, и ненужное убийство считались недопустимыми, так как «душа» зверя могла отомстить охотнику. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
С развитием тотемизма Владыка зверей стал ассоциироваться с каким-то конкретным зверем, чаще всего медведем. Главным способом общения с тотемом стало поедание его телесного воплощения, причем в этом случае необходимости в сохранении костей уже не было; божеством надо было причащаться полностью. Черепа, эти аватары Владыки, сохранялись и складировались в пещерах, которые постепенно превращались в культовые места. Первое такое скопление костей обнаружил Эмиль Бэхлер в пещере Драхенлох (Швейцария) в начале 1920-х; они были разложены вдоль стены пещеры, в природных нишах. Аналогичные святилища позже были обнаружены в Драхенхёле (Штирия), Петерсхёле (Франкония) и Зальцофенхёле (Австрийские Альпы). Этот обычай считался не враждебным, а угодным Владыке. При этом убийство животного обставлялось так, будто оно само желает быть съеденным и совершает акт самопожертвования. Забегая вперед, нужно сказать, что этот мотив сохранился и получил развитие в более поздних религиях, где существует понятие жертвы. Нивхи, народ, проживающий в устье Амура и на Сахалине и до сих пор празднующий медвежий праздник, убеждены, что медведь сам подставляет нужное место для смертельного удара. Иногда обряд религиозного убиения тотема имел целью освобождение его души для следования в лучший мир. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Жизнь среди растений Примерно 10 000 лет назад произошла так называемая «неолитическая революция», вызванная переходом к новой форме ведения хозяйства, основанного на земледелии и скотоводстве. Это был не просто новый способ добывания пищи, но и радикальное изменение всей культуры. Бродячие общины охотников осели и стали строить поселения, появились первые представления о пространственном устройстве вселенной, возникло представление о времени, основанное на земледельческих циклах. Разумеется, изменилась и религиозная доктрина. Охотники считали, что животное «дано», и этот дар надо принимать с надлежащей скромностью, иначе божество сменит милость на гнев. Земледельцы начали производить насильственное изменение окружающей среды, создавать новые ландшафты, вторгаться в природу. Однако механизм воспроизводства растений был им непонятен. Долгое время они были убеждены, что пищевое растение появляется в результате драматического события — убийства бога. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Хрестоматийная история, иллюстрирующая это утверждение, отсылает нас на Серам, остров в Новой Гвинее. Согласно преданию, дочь охотника Аметы, которую звали Хаинувеле, обладала способностью создавать драгоценности. Завистливые односельчане решили убить Хаинувеле. Во время праздника они посадили девушку в центр хоровода, чтобы она одаривала танцующих. Праздник длился девять ночей. В последнюю ночь люди столкнули Хаинувеле в яму и затоптали ее. Наутро Амета нашел тело Хаинувеле и разрубил его пополам. Одну половину захоронил, а вторую рассек на мелкие куски и закопал их в разных местах. Из этих кусков вскоре выросли разнообразные корнеплоды и клубнеплоды, которые с тех пор люди употребляют в пищу. В наказание за убийство Хаинувеле богиня Мулуа Сатене сделала людей смертными. В этой немного абсурдной и мрачноватой в глазах современного человека истории нет никакой этической составляющей. Точно так же нет ее и в других земледельческих мифах, например, про египетского Озириса и греческого Адониса. Во всех этих случаях мотив убийства служит для объяснения причины появления новой жизни. Зерно (клубень, семечко) должно умереть и быть захороненным, чтобы затем прорасти. Питаться растениями, выросшими из тел богов — значит вкушать божественную субстанцию. Затем, когда люди осознали существование гендерных различий, сформировалось представление о том, что все живое возникает в результате сакрального брака между богом неба и матерью-землей (иерогамия). В результате начали формироваться сложные религиозные системы, в которых новые редакции мифа накладывались на старые. А поскольку смысл земледельческих культов заключался в том, чтобы регулярно вспоминать и воспроизводить (инсценировать) первичный акт творения, в жизни человека появилось множество ритуалов, связанных с календарным циклом и сохранившихся до наших дней. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Хлеб да каша В основе славянской традиции находится возделывание злаковых культур, поэтому неудивительно, что большинство блюд за нашим столом приготовлены из зерен. Среди них главное место занимают хлеб и каша, а точнее каравай и кутья. У каждого есть своя интересная символика, а также множество родственников, отличающихся как способом приготовления, так и назначением. Кутья (коливо, канун) — каша, сваренная из зерен пшеницы, ячменя или даже гороха с различными добавками. В качестве добавок обычно используются мед и орехи, хотя встречается и такой наполнитель, как сало. Принципиальное отличие кутьи от других видов каш, например, мамалыги или поленты, заключается в том, что она приготовляется из цельных зерен. Это важно: только недробленое зерно способно умирать и давать новую жизнь. А значит, кутья наделена сакральной способностью соединять миры — живых и мертвых. Неслучайно кутью подавали на поминках. Духи предков обладают особой властью над будущим, поскольку обитают в пространстве, где нет времени. Обращение к ним за помощью приносит благополучие, удачу, достаток, здоровье, урожай, приплод скота. Однако такое общение невозможно без магического ключа, приоткрывающего (но не открывающего настежь) дверь в царство мертвых. Кутья присутствовала и в других ритуалах, например, перехода и мантики (гадания). К первым можно причислить, например, Новый год, когда мир обновляется или перехода девушки из подросткового состояния в половозрелое. На Семик (праздник начала лета) девушки-погодки уходили в рощу, брали с собой кутью и вареные яйца, чтобы отметить вступление в новый социальный статус. Кутья и яйца должны были наделить участниц жизненной силой и женской плодовитостью, которые будут востребованы в будущем. Как следствие, такая трапеза воспринималась не столько как банкет по случаю совершеннолетия, сколько как магический метод приближения свадьбы. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Ну а когда брак становился реальностью, обязательно готовился каравай — обычно дрожжевой хлеб, обязательно круглый, поскольку в нем заложена солярная символика. Слово «каравай» производится от слова «корова», к которому добавлен мужской суффикс «-ай». Такая вот лингвокультурологическая загадка: корова мужского пола, но не бык. В брачных песнях каравай уподоблялся как невесте, так и жениху, а тесто месили замужние женщины, имеющие детей, обычно нечетное число. Считалось правильным во время замеса теста призывать небесные силы: «Сам Бог караваю меся, пречитая свеца, ангелы воду носяць…» Отправлял каравай в печь женатый мужчина. Двуполость каравая нарушалась во время брачной церемонии, когда жених и невеста разламывали хлеб, что символизировало получение новобрачными новой доли. В этот момент гости дарили молодым деньги и подарки. Несостоявшуюся или отмененную свадьбу комментировали следующими словами: «Тили-тили тесто, жених и невеста, тесто засохло, невеста подохла». Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
У западных славян свадебную функцию выполнял калач — хлеб с круглой дыркой посередине. На севере готовили банники, рыбники, курники, кулебяки и кроёные. Для послесвадебных обрядов использовали пироги и блины. При этом у блинов, как и у кутьи, главная функция — обеспечение перехода. Блинами «кормят» покойников, нищих, убогих, колядующих. В Ярославской области блины складывали в стопку, вырезали сверху отверстие и кормили невесту — так она умирала для своего рода, чтобы возродиться в семье жениха. По тому, как жених на второй день ел блины, судили о честности невесты, в том числе, сохраняла ли она до свадьбы девственность. Масленичное «употребление» блинов связано с той же ритуальной функцией перехода из одного мира в другой через символическое умирание. И если блинам ближе символика умирания, то пирогам, то есть хлебу с начинкой, свойственна символика возрождения. Пироги, пирожки и все их родственники подавались на всех обрядах и предназначались, в отличие от блинов, живым. Трапеза является обязательным атрибутом любого переходного момента в жизни человека и общества: рождения, брака, смерти, завершения календарного (или иного) цикла. Узкий временной промежуток между двумя упорядоченными состояниями — это погружение в хаос, нарушение космического порядка, соприкосновение с хтоническими силами. И в этот момент допускается и даже поощряется некоторая невоздержанность, которая объясняется уничтожением старого порядка. Но затем посредством правильного ритуала космос восстанавливается и приобретает свою божественную природу.
https://kadambary.livejournal.com/4669.html Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта: