Лесной дух, хозяин всех лесных богатств. Образ его многогранен и сложен, у него множество занятий и обликов. В древнегреческой мифологии его можно сопоставить с сатиром, в римской - с фавном.
В каждой губернии существовало свое описание лешего. Он мог предстать в виде существа, покрытого мохнатой шерстью, верхняя половина которого была человечья, а нижняя - козлиная, на голове же его красовались козьи рога, на ногах были раздвоенные копыта. Другие видели его в облике различных зверей и птиц: медведя, тетерева, вороны, дикого козла, жеребца, собаки, зайца. В рассказах карельских старожилов лесовик похож на хвойное дерево: все у него зеленое - и борода, и глаза, и сам он, то ли дерево, то ли человек, а может и вовсе мхом показаться. Когда леший добрый, он является в образе белого старца - лесного духа, помогающего людям. Во многих областях про лешего говорят, что он невидим, но ведет себя очень шумно: кричит на разные голоса, свистит, стрекочет, скрипит, гукает, эхом дразнит. Такими своими проказами лешак может заводить людей в глубь леса, в чащобы, откуда им уже не выбраться.
По поверьям, лешего можно увидеть в светлые месячные ночи, он любит сидеть где-нибудь на пеньке или камне и плести лапти. Живут лешие семьями и поодиночке. Жена лешего - лешачиха - "некрасива и необрядна". Может лесовик жениться и на обычной женщине - проклятой девице или просто сосватать ту которая приглянется. Свадьба лесного хозяина всегда шумная, разгульная; проезжая по деревне, бывает, и крыши сносит.
Популярен также сюжет о повитухах, которых уносит леший для принятия родов у их жен. "Жила у нас старуха, бабкой славилась. А у лешего дитя народилось. Он ту старуху и скрал" (из притч архангельской земли). Дети лесного хозяина от унесенных девушек считались тоже лешими, но только менее злыми, чем от лешачихи.
По рассказам, в каждом лесу обитает множество леших (лесовики, боровики, моховики и т. д.), но есть обязательно над ними самый главный - царь лесной, или атаман. По описаниям рязанских крестьян, у него золотые рожки; в Олонецкой области его представляют седым дедушкой во всем белом; в Смоленской - это "сивый старичок, окруженный волками", которых он гоняет своим особым кнутом. Он всегда справедлив и без причины человека не тронет. Другие же лесовики-лешаки менее праведны и к человеку относятся двойственно. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Любимое время леших - сумерки, ночь. Появляются и исчезают всегда внезапно. С наступлением первых морозов лешие уходят (проваливаются) под землю, с приходом, же весны вылезают хозяйничать. Есть и особые дни, когда лешего можно увидеть и даже заключить с ним союз, например канун Иванова дня или в Ильин день; в день Агафона-гуменника (4 сентября) лешаки бегают по деревням, раскидывая солому на гумнах. Большим праздником для лесных духов считается Воздвижение (27 сентября). В этот день устраивается сборище всех леших и диких зверей, которые всю ночь гуляют и веселятся. После этого лесовики отправляются на покой.
Заключить договор с лешим старались многие пастухи и охотники. В отличие от того же черта или дьявола он не требовал в качестве оплаты душу человека. Ему было достаточно получить пару коров или овец за лето. Но тогда уж пастух мог безбоязненно пасти свои стада, а охотнику в его промысле сопутствовала неизменная удача. Пользовались также и заговорами. В Вологодской губернии против несправедливых проказ лешего было принято писать прошение главному лесному хозяину. Оно писалось на бересте углем и прикалывалось к деревьям. К людям, относящимся бережно к лесу, его богатствам и зверю, лешие могут проявлять симпатию, выступать в роли благодетелей. Кто же ведет себя в лесу непочтительно, понапрасну его портит, жадничает, того лешие обязательно уведут, заморочат так, что и сгинет человек.
Было принято обращаться к лесному хозяину во время святочных гаданий. Девушкам он являлся в образе будущего жениха. Для этого девица должна была, не благословясь, сесть в угол накрытого стола и сказать: "Богосуженый мой, поди ужинать со мной", тут он ей и покажется.
Образ лешего многопланов и разнообразен, как и лесное царство, в котором он властвует. Складывался этот образ на протяжении длительного времени, вобрав в себя такие качества, как стихийность, непредсказуемость, вездесущность, могущественность. Леший обладает властью не только в своем лесном хозяйстве, он определяет и многие жизненно важные моменты в области человеческого быта. Вера в лесных духов, взаимодействие с ними человека делало лес ближе и понятнее людям.
Белый дедушка, добрый дух леса
"Делает только добро и помогает людям",- говорят о нем в Олонецкой губернии. В других областях он также упоминается как праведный дух, оказывающий помощь. Если кто в лесу заплутал и дороги не сыщет, может обратиться с призывом к нему, он поможет, выведет.
На вид это высокий седовласый старик с длинной бородой, в белых одеждах. Обычно белый цвет связывался с потусторонним миром, с обладанием особых, колдовских сил. Вполне возможно, что здесь прослеживается связь с образом волхвов - старцев, обитавших в лесах, умеющих предсказывать судьбу, творить заговоры, исцелять.
Старца в белом иногда называют лешим, но тут имеется в виду добрая и лучшая стороны двойственной природы
Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта: