Касьян завистливый, злопамятный, Касьян-перекос, Касьян-завистник, Касьян-косоглазый, Касьянов день, Недоброжелатель, Немилосердный, Остудный, Корыстник, Касьян-високос - это имена св. мученика Касьяна, который бывает 20 февраля в високосный год. Святой Кассиан жил в V веке и прославился как проповедник монашеской жизни и основатель монастырей в Галлии. Он организовал женский и мужской монастыри в городе Массилия (ныне Марсель), написал 12 книг о жизни палестинских и египетских монахов и 24 «Собеседования» о нравственных основах христианского вероучения. В народных русских преданиях, легендах, поверьях образ «Святого Касьяна», несмотря на всю праведность жизни реального человека, рисуется как отрицательный. В некоторых селах он даже не признавался за святого, а само имя его считалось позорным. Обычно образ Касьяна связывали с адом и присваивали ему демонические черты в облике и поведении. В одной из легенд говорилось, что Касьян был светлым ангелом, но предал Бога, рассказав дьяволу о намерении Господа изгнать с небес всю сатанинскую силу. Совершив предательство, Касьян раскаялся, Бог пожалел грешника и дал ему сравнительно лёгкое наказание. Он приставил к нему ангела, который бил Касьяна по лбу молотом подряд три года, а на четвёртый год давал ему отдых.
Другая легенда рассказывает, что Касьян стоял на страже у ворот ада и только раз в году имел право оставить их и явиться на землю.
По народным представлениям, «Святой Касьян» недоброжелателен, корыстен, скуп, завистлив, злопамятен и приносит людям одни несчастья. Внешний облик Касьяна неприятен, особенно поражают его косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом. Русские люди верили, что «Касьян на что ни взглянет, всё вянет», «Касьян всё косой косит», «Касьян на народ — народу тяжело», «Касьян на траву — трава сохнет, Касьян на скот — скот дохнет». В Сибири считали, что Касьян любит «заворачивать» головы цыплят, индюков и кошек, после чего они дохнут или становятся уродами. В свой праздник Касьян развлекается тем, что смотрит на окружающий мир: посмотрит на людей — будет мор, на скот — падёж, на поля — неурожай. Кроме того, считалось, что Касьяну подвластны все ветры.
Некоторые легенды объясняли зловредность Касьяна тем, что он в младенчестве был похищен у благочестивых родителей бесами, которые и воспитали его в своём доме. Кроме того, в них рассказывалось, что Святой Василий Великий, повстречавшись с Касьяном, наложил ему на лоб крестное знамение, после этого Касьян стал обладать способностью сжигать приближающихся к нему демонов. Однако всё это не могло обелить святого, и для всех он продолжал оставаться Касьяном Немилостливым, Касьяном Завистником, Касьяном Грозным, Касьяном Скупым. День памяти Святого Касьяна отмечают один раз в четыре года (так как 29 февраля бывает только в високосном году). Русские люди объясняли это тем, что Бог лишил его ежегодных именин за недоброжелательность к бедным людям. Об этом рассказывает легенда, связанная со «Святым Касьяном» и Николаем Угодником. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Притча Однажды Святой Касьян и Николай Угодник шли по земле и увидели мужика, пытавшегося вытащить воз из грязи. Мужик обратился к ним за помощью, но Касьян отказался, сказав: «Не могу, ещё испачкаю об твой воз свою райскую ризу, как же мне в рай прийти и на глаза Господу Богу показаться?»
Николай же Чудотворец, засучив рукава, молча поднял воз и поставил его на сухое место. Пришли Николай Угодник и Касьян в рай.
Бог увидел, что риза Николая Мирликийского испачкана, и спрашивает: «Где это ты, Никола, так выпачкался?» — «Я, — говорит Николай, — мужику воз помогал из грязи вытаскивать». — «А у тебя отчего риза чистая, ведь ты вместе шёл?» — спрашивает Господь Касьяна. «Я, Господи, боялся ризу испачкать». Такой ответ Богу не понравился, и он разрешил Касьяну праздновать именины один раз в четыре года, а Николаю — два раза в год.
Касьянов день назван по имени православного святого Кассиана Римлянина, но по всей видимости на народные верования куда большее влияние имел образ одного из дохристианских богов или мифологических персонажей — Кащей/Кощей. Кащей имел в качестве одного из своих атрибутов ключи (от подземного мира), посох, и его праздник устраивали в конце зимы. Именно празднику Кащея приписывались все те суеверия, что унаследовало 29 февраля как день Касьяна. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
День памяти Святого Касьяна считался одним из самых плохих, опасных, демонических дней народного календаря. Крестьяне верили, что все каким-либо образом причастное к этому дню обречено на неудачу. Если человек в этот день выйдет на улицу, то он рискует заболеть или умереть, если захочет поработать, то работа не будет спориться — всё будет валиться из рук.
Человека, родившегося в этот день, ждёт печальная судьба: он будет всю жизнь несчастен, его ждёт ранняя смерть, тяжёлая болезнь или увечье.
Святой Касьян распространяет свою зловредность и на весь год: «Пришёл Касьян, пошёл хромать да на свой лад всё ломать». Високосный год у русских считался опасным годом. По поверьям, в этот год всё «уродливо и неспоро». У коров пропадает молоко; домашний скот не даёт приплода, а если и даёт, то нежизнеспособный: «Худ приплод в високосный год»; урожаи обычно низкие; брак, заключенный в этот год, всегда неудачен. Верили, что в Касьянов год женщины чаще, чем обычно, умирают от родов, а мужики от запоя.
По народным представлениям, противоречащим православию, считалось, что молебен перед образом Касьяна в день памяти святого поможет защититься от его козней. Кроме того, чтобы благополучно провести этот страшный день и «не попасть на глаз Касьяну», рекомендовалось не выходить на улицу, не выпускать со двора скот и птицу и отказаться от всех работ.
Такой отрицательный образ Святого Касьяна и дня его памяти сформировался под влиянием дохристианских представлений о «плохом» и «хорошем» времени. «Хорошим» временем считалось такое, когда мир устойчив, упорядочен. «Плохое» — это время перехода от одной реальности к другой (от зимы к лету, от старого года к новому), время деструкции и хаоса (весна и осень, рубеж старого и нового годов). День Святого Касьяна приходился на самый страшный с мифологической точки зрения момент времени: последний день зимы и последний день старого года (в древности год начинался 1 марта). Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
По православному календарю 29 февраля - День памяти Святого Иоанна Кассиана Римлянина, Кассиана Затворника, а также некоторых других Кассианов и Касьянов. В невисокосные годы этот день переносится на 28 февраля, однако народная молва окрестила именно 29 февраля Касьяновым днем.
Високосные года считались на Руси опасными, связанными с различными бедами и несчастьями. А сам Касьянов день пользовался в народе дурной славой, некоторые народные поверья считают его самым страшным днем за все четыре года високосного цикла. К этому дню как и к самому Касьяну придумано множество нелестных определений: Касьян Завистник, Касьян Скупой, Касьян Злопамятный, Касьян Корыстный, Касьян Остудный, Касьян Грозный, Касьян Тяжелый.
Распространенные легенды про Святого Касьяна - о том, что он де прогневил Бога и поэтому тот установил ему именины только раз в четыре года; о том, что святой, дескать, кому-то не помог телегу приподнять; о прочих "прегрешениях" страшного святого не имеют под собой никаких оснований. Скорее они являются народными фольклорными сказаниями, опирающимися на некоторые дохристианские верования. Жизнь Святого Кассиана и его действительно интересные богословские труды не дают к наговорам никаких поводов. Просто так уж совпало, что день Кассиана совпал с днем другого мифологического персонажа.
Во многих источниках указывается, что 29 февраля - день Кащея Чернобога, представителя темных и злых сил в славянском пантеоне богов. Христианизация Руси повлекла за собой перенос образа темного бога и связанных с этим образом предрассудков на святого, чьи именины отмечаются в тот же день. А схожесть звучания имен: Кассиан - Касьян - Касен - Касей - Кащей только способствовала закреплению такого переноса. Отсюда и страх, и ожидание несчастий - Чернобог в большинстве сказаний и легенд выступает против героев и добрых сил, подстраивая разные козни и неприятности. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Святой Касьян сторожит ворота ада. Мимо него никто из ада на белый свет не проскочит. Господь отпускает его на отдых только раз в четыре года - на один день. Пока Касьян отдыхает, его обязанности 12 апостолов исполняют. Но опыта у них маловато, кое-какая нечисть на белый свет пробирается, потому-то в Касьянов день столько несчастий да горя приключается. Только один день и может отдохнуть Касьян, иначе и вовсе никому бы житья не было.
Миф о стороже ада куда более сложен и глубок, чем сказка о увязшей телеге. И здесь есть стыковки с самыми разными мифологиями мира. Сторож ада, подземного мира, злых сил - это уже не заносчивый святой, это эпическая фигура, важная для обретения устойчивости мира и сохранении равновесия между добром и злом. Христианские термины здесь - только обозначения понятий, сложившихся ранее, хотя подчас монотеистическая религия накладывает некоторые корректировки на сам смысл, например, христианский ад - не соответствует языческому подземному миру и так далее. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Фольклор в пословицах и поговорках приписывает особую силу взгляду Касьяна. То есть поверье связывает Касьяна с особым "даром" наводить сглаз и порчу. Cыграло свою роль общее ожидание недоброжелательности и бедствий плюс наложение дохристианских представлений. Касьян оказался столь зорким и остроглазым, что в некоторых сказаниях ему приписывают умение убивать взглядом. Также Касьян часто косит - скорее всего это связано с наложением образа Кащея как бога смерти. А излюбленный "инструмент" смерти - коса. В приведенных строках "Касьян" легко заменяется на "Кащей", и все становится понятнее. Возможно, хорошее зрение нужно Касьяну, чтобы стеречь ад (чтобы никто не слинял из этого теплого местечка по-быстрому). Хотя, по-простому, заработавшийся с нечистью Касьян просто строг и суров - от охранника тюрьмы для особо опасных преступников ведь как не ждешь нежностей и миндальничания, что уж тут от стража преисподней ждать.
В пословицах и поговорках обращает на себя внимание отсутствие защиты от "глаза Касьяна". То есть единственное, что можно сделать - уберечься от страшного взгляда, но если уж Касьян глянул - все пропало, жди неприятностей. Мощный взор, что и говорить. И, разумеется, сложно пройти мимо пассажа "Христу покрестись, Солнцу-батюшке помолись". Так и хочется увидеть в этой поговорке по-своему замечательную смесь христианства с язычеством, а Касьяна признать персонажем, существующим в двух параллельных мирах.
Вывод был очевиден с самого начала изучения темы - фольклорный и мифологический Касьян весьма далек от святого, которому обязан нынешним именем. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта: