Элементали — это духи одной из четырех стихий: воздуха, земли, огня или воды. Четырем началам в мистицизме, мифологии и алхимии соответствуют четыре класса духов: саламандры, ундины, сильфы и гномы. Этим четырем началам соответствуют четыре масти карт в Таро. Саламандры - это жезлы и огонь, ундины - чаши и вода, сильфы - мечи и воздух, гномы - это пентакли и земля. Кроме того, рассматриваются как духи стихий, а также силы природы. Гномы - элементали земли, сильфы - элементали воздуха, саламандры - элементали огня, ундины - элементали воды. Кроме того, земля, воздух, вода заселены эльфами, троллями, кобольдами, феями, фавнами, динами. Элементали находятся в равновесии посредством противоположностей: вода гасит огонь, огонь кипятит воду, земля сдерживает воздух, воздух разъедает землю. Считается, что основы концепции элементалей заложил Парацельс в XVI веке. Элементали часто упоминаются в гримуарах, связанных с алхимией и магией. Саламандры (в алхимии) — духи огня как первоэлемента — элементали огня. Часто изображались как маленькие ящерицы. Саламандры отождествлялись в представлении средневековых магов и алхимиков с субстанцией огня. Характерная особенность саламандры — необыкновенный холод тела, позволяющий ей находиться в огне, не сгорая, а также тушить любое пламя. Саламандра являлась символом красного воплощения философского камня. Считалось, что с помощью системы зеркал можно «кристаллизовать» энергию солнечных лучей в стеклянном сосуде и таким образом вызвать и подчинить своей воле саламандру. Средневековая иконография использует образ саламандры в качестве символа праведника — хранителя веры среди превратностей бренного мира. Сильфы — в средневековом фольклоре — духи воздуха. Сильфы выглядят как красивые девушки с прозрачными, с радужным отливом крыльями. Их длинные волосы могут быть как обычного цвета, так и любого другого: голубого, лилового или зеленого. Сильфы носят легкие свободные накидки, обычно того оттенка, что и их волосы. Сильфы имеют родство с нимфами и ундинами. Они дружелюбны и любопытны. Все сильфы от природы умеют левитировать и становиться невидимыми, они наделены способностями к магии, особенно связанной со стихией воздуха. Обряды на растущую луну(любовная и денежная магия). Диагностика платная.
Впервые в европейской литературе элементали описал Генрих Корнелий Агриппа в книге «Оккультная философия», изданной в 1531 – 1533 годах. Он не давал им имен, но назвал четыре класса духов: «некоторые их них состоят из огня, есть водные, воздушные и земные». Более развернутая концепция элементаля введена ученым, врачом и алхимиком Парацельсом. В алхимическом трактате 1566 года «Книга об ундинах, сильфах, гномах, саламандрах и прочих духах» нет слова «элементаль», вместо этого автор сопоставил каждой стихии человекоподобного духа, невидимого для людей: Сильф – воздух Ундина – вода Гном – земля Саламандра – огонь Каждый элементаль принадлежит своей стихии, он – ее сущность. Сильфы ближе всего к людям, они, как и мы, передвигаются в воздухе. Однако они могут летать и повелевать ветрами. Ундины женского пола, они принадлежат водной стихии, в русском фольклоре им соответствуют русалки. Гномы могут передвигаться в толще камня. Саламандра – огненная сущность, не сгорает в пламени, иногда принимает вид ящерицы. Парацельс рассматривал человека, как сочетание тела элементаля, звездного духа и бессмертной божественной души. У элементаля отсутствует бессмертная душа, поэтому со смертью он прекращает существование. Однако, он может обрести душу посредством брачного союза с человеком. Считалось, что розенкрейцеры способны видеть элементалей. Чтобы быть допущенным в орден, нужно было очистить глаза с помощью Панацеи, алхимического лекарства с магическими лечебными свойствами. Также надо было изготовить стеклянный шар с одним из четырех элементов и выдерживать его в течение месяца под прямыми лучами солнца. После этого посвященный видел вокруг себя множество духов. Если человек женился на духе стихии, оба получали бессмертие. Одним из условий вступления в орден был обет целомудрия, потому что только так можно жениться на элементале. В языческой религии Викка символом которой служит пентаграмма, вписанная в круг, пять элементов используются в магических ритуалах. Здесь к парацельсовским четырем элементалям добавляется пятый – Дух. Понятие элементаля есть в древней индийской религии джайнизме: это Сущности с одним чувством – Экендриа Джива. В джайнизме пять элементалей – помимо четырех, аналогичных европейским, есть пятый – растение. Но у джайнов элементали представляют собой реальные объекты: камень, ураган, пожар, цветок, водопад. Все они наделены душой (дживой). Поэтому элементали джайнов полностью противоположны концепции Парацельса, у которого элементаль – человекоподобное существо с отсутствующей душой. Обряды на растущую луну(любовная и денежная магия). Диагностика платная.
Голем — элементаль земли, человекоподобное создание из глины, воплощенный или контролируемый главным раввином Праги Бен Бецалелем в XVI веке. Согласно легенде, его прах хранится на чердаке Староновой Синагоги в Праге. Ифриты – в арабской мифологии существа, созданные из огня. Популярный мотив арабских мифов и легенд – подчинение человеком Ифрита с целью выполнения желаний. Соответствуют элементалю огня. Ундина, русалка – водяные духи, часто изображаются в виде девушек с рыбьими хвостами. В русском фольклоре часто элементаль воды мужского пола – водяной. Фейри, фея – персонаж английского, гэльского фольклора, изображается в виде девушки с крыльями бабочки. Говорят, что после их танцев на лугах остаются круги из травы, скошенной порывами ветра. Элементаль воздуха.
Пятый элемент и связываемые с ним сущности
Четыре стихии с древности связывались с астрологией, их вариация с пятым элементом — эфиром, связывалась с тонкими телами человека (разум — манас в индуизме, чувства, плоть и материя, и т. п.), то есть с микрокосмом и макрокосмом (вселенной). Античные и средневековые натурфилософы считали, что при смерти тело разлагается на четыре стихийных первоэлемента, а пятый элемент — дух — продолжает некоторое время жить. Души умерших в оккультизме называются «элементёры», они ближайшие соседи «элементалей». Понятие пяти элементов связывается эзотериками с индийской философией санкхья и индо-китайским понятием прана, ци — то есть «дыхание, жизнь».
Таким образом, к четырём стихиям добавляются дихотомия «Жизнь и Смерть». Её обитатель-элементаль — это душа человека, при этом душа умершего называется «элементёр».
К подстихии «Смерть» в фэнтези причисляют нежить (оживших мертвецов), в эзотерике — элементёров, к ней также причисляются «некроманты» — персонажи, призывающие мёртвых. Подобная магическая система присутствует в играх Might and Magic, Diablo, Lineage 2, и многих других. И напротив, персонаж, развивающийся по подстихии «Жизнь» овладевает умениями лечения, призывом элементалей-лекарей, и, в некоторых играх, воскрешением погибших союзников. Существуют другие дихотомии, развившиеся и систематизированные в современном фэнтези и эзотерике: свет и тьма, добро и зло (с соответствующим отделением ангелов и фей от нечистой силы), и т. п. Особенно такая систематика развита в различных ролевых и коллекционных карточных играх, также прослеживается в стихиях (мастях) карт Таро и в произошедших от них игральных картах. В них классы существ разных мифологий и современного фэнтези причисляются к соответствующим стихиям или биомам.