Багира | Дата: Воскресенье, 13.02.2022, 19:11 | Сообщение # 1 |
Архимагистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 125979
Репутация: 103
Статус: Offline
| Лес начинает противопоставляться деревне как обитель мертвых — обители живых (мертвых хоронят в лесу).
Отношение к лесу двойственное: с одной стороны, лес еще ассоциируется с предками (в их позитивном для людей аспекте), с другой — со злобными духами и миром мертвых, в целом враждебным миру живых.
Лес это «чужое» пространство, лежащее вне границ человеческого поселения. Символическая линия, разграничивающая деревню и лес, резко очерчена и отчетливо проявляется в ряде ритуалов.
Больные принадлежат к тому же классу, что и мертвые. Выздороветь — значит вырваться из царства мертвых, а царство мертвых — лес. Поэтому во время ритуального лечения больного помещают в хижину, расположенную в лесу или на самой границе деревни с лесом. Причем окна и дверь, обращенные к деревне, заколачиваются. Подобным образом изолируются от живых и лица, проходящие обряд инициации. По истечении определенного срока происходит церемония поэтапного введения «изгоев» обратно в деревню, т.е. в сферу жизни.
Дикие звери как обитатели леса неизбежно несут на себе печать этого внешнего по отношению к людям, «чужого» мира. Принадлежать лесу — значит уже быть чем-то сродни зверью.
Однородность ведунов, лесных демонов и диких зверей (в плане их общей принадлежности лесу) очень отчетливо прослеживается в верованиях.
Ведуны действуют заодно с демонами и духами леса. В момент же непосредственно колдовского акта лицо ведуна преображается в звериную морду.
На фоне неорганизованного, хаотического животного царства ярче проступает и осознается упорядоченность и организованность человеческого общества. Не случайно выражение «вести себя, как дикий зверь» у многих земледельческих народов является метафорой антисоциального поведения.
Однако если в целом звериное царство воспринимается как антитеза человеческому обществу, то отношение людей к отдельным видам животных весьма дифференцировано.
Некоторые животные, скажем, медведь, вызывают к себе амбивалентное чувство: опаску, страх, но и уважение. К другим зверям люди равнодушны, а к третьим испытывают неприязнь и отвращение. Об этих последних животных и пойдет речь дальше, ибо к ним относятся предполагаемые «помощники» ведунов.
Жаба, змея, волк, ящерица и некоторые другие звери, чаще всего фигурирующие в ведовских верованиях, принадлежат как раз к категории аномальных животных (в указанном выше смысле). Они «нечисты», ибо они «неправильны». К тому же, и это очень важно, они склонны прорывать границу между человеческим миром и окружающим его «иным» миром. Проникая на территорию деревни или даже в жилища людей, они тем самым нарушают основы космического порядка, открывают доступ силам хаоса.
из сети
Обряды на растущую луну(любовная и денежная магия). Диагностика платная.
|
|
| |