Конь, как и дерево, представляется одним из основополагающих архетипов в большинстве традиций. Как и дерево, он связывает воедино все уровни Космоса: мир земной, по которому он скачет, мир подземный, куда он регулярно отправляется (Хермод, например, отправляется на Слейпнире в Хель, чтобы попытаться вернуть оттуда своего брата Бальдра), и мир небесный, где он часто занимается тем, что тянет колесницу Солнца или возит различных всадников (Дикую охоту, например).
В центре мистерии Древа и лошади возвышается фигура Одина. Бог-шаман, Один имел обыкновение привязывать своего коня к Иггдрасилю - действие, имеющее сходство с фрагментом шаманского ритуала.
Вспомним, что Иггдрасиль означает “скакун Игга”, а Игг, Грозный - это Один. Таким образом, единство “Древо-конь-Один” оказывается центральным моментом загадки Иггдрасиля, - более того, всей системы нордической Традиции, поскольку в нее равноправно и логично входит один из главнейших нордических текстов - рассказ о посвящении Одина, висевшего на Иггдрасиле, и познавшего тайну рун.
Один на Иггдрасиле Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей...
С этого очень известного отрывка из эддических текстов начинается то, что принято называть Runatals thattr Odinns (Перечисление рун Одином, “Речи Высокого”, 138-165). Речь идет, вероятно, о ключевом документе нордической, а, в частности, - одинической - традиции. Это один из самых важных, более того, это самый важный миф. Его действующими лицами оказываются дерево, бог и руны, которые тем самым становятся неотъемлемой частью самой сути одинизма. Во время ритуального подвешивания, в состоянии аскезы (“Никто не питал, / никто не поил меня...”), Один обретает знание о рунах, знание рун. Испытание длится девять дней и девять ночей; за это время бог сам себе наносит рану собственным копьем. Магия 13 числа. Обряды на полнолуние. Диагностика платная.
“Образу Одина и мифу об Одине - грозном властелине и великом маге - присуще множество до странности “шаманских” черт. Для того, чтобы обрести магическую мудрость рун, Один девять дней и девять ночей висит на дереве. Некоторые усмотрели в этом действе ритуал инициации; Хефлер даже сравнивает его с инициатическим залезанием на дерево, практикуемым сибирскими шаманами”, - пишет М.Элиаде. Элиаде четко определяет способы обретения шаманских способностей: “Шаманом становятся путем: 1) реализации стихийной склонности (“зов” или “избрание”); 2) передачи профессии шамана по наследству и 3)принятия решения - личного или, реже, согласно воле клана. Но, каким бы ни был метод выбора, шаман не будет признан шаманом до тех пор, пока не пройдет двойное обучение: 1) экстатическое (сны, видение, трансы и т.д.) и 2) традиционное (шаманские техники, имена и функции духов, мифология и генеалогия клана, тайная речь и т.п.). В этом двойном обучении, осуществляемом духами и учителями - старыми шаманами, и состоит инициация”.
Эта двойная инициация очень точно соотносится с тем, что произошло с Одином на Иггдрасиле. Вначале его сознание приходит в экстатическое состояние, затем “Девять песен узнал я / от сына Бельторна, / Бестлы отца...” (“Речи Высокого”, 140). Сын Бельторна - это Мимир, старый мудрец, могущий сыграть роль старого наставника-инициатора. Наконец, чтобы подчеркнуть шаманский характер Одина, напомним, что само имя его происходит от корня od, означающего экстатическое исступление.
Этимологически Иггдрасиль означает “скакун Игга”, т.е. Одина. Это заставляет нас вновь вспомнить о коне Одина, Слейпнире, сакральный характер которого подчеркнут его отличительной особенностью - его восьминогостью. Слейпнир - один из тех, кто ведет Дикую Охоту; Слейпнир уносит Хермода в Хель, царство мертвых, на поиски Бальдра; перечень этот может быть продолжен. Можно счесть, что шаманский характер нордической религии ныне уже не подвергается сомнению. А Иггдрасиль возвышается в центре этой концепции, поскольку помещается в самом сердце нордического духовного универсума.
Шаман, жрец и маг, путешествует вне тела между мирами и приносит членам своей общины вести от богов или от умерших. Для путешествия по мирам шаман нуждается в опоре (дереве или лестнице) и животном - шаманской птице или звере, преимущественно коне. Он символически привязывает это животное к центральной опоре своего дома или шалаша - опоре, о которой в начале статьи было сказано, что, возможно, именно от ее названия произошло имя “асы”.
Рагнарёк... а потом?
Что произойдет с Иггдрасилем в момент Рагнарёка? Согласно “Прорицанию вёльвы”, “ясень Иггдрасиль содрогнется всем телом, он застонет, старое дерево”.
Вспомним, в одном из эддических текстов сказано: “Почти никому не известно, / как его повалить. / Ни огню, ни железу оно не подвластно”.
Однако на Севере не существует фатализма. Всегда есть возможность действия.
Дерево послужит укрытием двум человеческим существам, чьи имена - Лив и Ливтрасир - образованы от основы “жизнь”. Именно они положат начало новому роду человеческому.
Предоставим слово Реджи Бойеру, который в нескольких точных словах сумел выразить все значение, всю необъятность, все величие Иггдрасиля:
“Творения столь же духовное, сколь физическое, столь же реальное, сколь символическое, столь же живое, сколь сверхъестественное, он есть красота, неизбывная энергия и тайная наука: поэзия, динамизм, магия!
Aesk/ясень очень велик и очень дорог людям; непоколебимый в своей основе, он по праву занимает свое место, хотя испытывает нападения множества людей”, говорится в англосаксонской рунической поэме”.