Лечение заикания, как собственно и любого заболевания, немыслимо рассматривать без учета оздоровляющего
воздействия личности врача на больного, бесед с ним о сущности
заболевания и путях его преодоления, без создания определенных условий
для благоприятного лечения, поддержания веры в его положительный исход,
убеждения в необходимости активного участия больного в лечебном процессе
и т.д. Следовательно, всем без исключения методам свойственно было в разной степени направленное психотерапевтическое воздействие на психику заикающихся.
С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать
первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому
воздействию (Бертран, Шультесс, Лагузен, Меркель, А.Либман,
Г.Д.Неткачев, Фрешельс и др.). Сторонники психологического направления в лечении заикания они
прежде всего учитывали влияние этих средств на его психику.
Сторонники только дидактических приемов воспитания правильной речи рекомендовали системы разнообразных и последовательно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь
в целом (Соран Эфесский, Целий Аврелиан, Орибазий, Итар, Ли, Коэн,
Денгардт, А.Гуцман, А.Куссмауль, Андрес, Гимиллер и др.).
Изолированное применение мер педагогического или лечебного характера при лечении заикания, безусловно, обедняло лечебное воздействие на больного. Поэтому
независимо от названия метода лечения почти каждый из них включает в
разной степени и в разной форме элементы и педагогического,' и
медицинского характера.
Однако многоплановость корригирующего воздействия на больного заиканием в прошлом — это обычно довольно примитивное (с современных позиций) стремление соединить разные лечебно-педагогические средства. Это
стремление нельзя отождествлять с комплексным подходом лечения заикания, применяемым в настоящее время.