Как это обычно бывает, у людей с похожей симптоматикой – много общего.
И если в основном, симптомы имеют похожую природу, то с аллергиями всё сложнее – и канал получения аллергена, и реакция – могут быть совершенно различны. А моё любимое – переходящая форма аллергии, описанная у небольшого процента людей, страдающих аллергиями, – это когда тест на аллергопробу в один день может показать один список аллергенов, а спустя месяц – совсем другой. Никогда не знаешь, как говорится.
Говорить о психосоматике аллергии сложнее, чем о какой-либо другой, на мой взгляд. Аллергии классифицируются по типу проявления и по времени развития симптома – есть замедленного и немедленного типа.
Но, тем не менее, в основу идеи про психосоматику можно положить сам механизм, он общий. Что происходит в организме аллергика?
Его тело направляет свои защитные антитела на что-то, совершенно для организма не опасное. То есть, превращает безвредный фактор в «козла отпущения», но поскольку сражаться на самом деле там не с чем, организм сам от себя отгребает агрессию. А именно – начинает покрываться различными пятнами, крапивницей, сыпью, либо реагирует дыхательной системой, либо вообще всем организмом, и выдаёт анафилактическую реакцию. Я стараюсь максимально упростить сейчас всю медицинскую лексику для своей целевой аудитории – но готова говорить с врачами об этом на проф. языке.
Не имеет значения, с какой скоростью и каким именно способом тело проявит аллергию – механизм один: аллерген – атака на аллерген – самоповреждение.
Я читала много различных исследований и наблюдений, и обнаружила, что ряд пациентов с аллергией могут испытать немедленную аллергическую реакцию в ответ на резкое движение, или звук.
То есть, пусковым механизмом такой аллергической реакции будет ни что иное, как эмоция. Испуг. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Вся суть психосоматической концепции в том, что пусковой механизм заболевания (симптома) – это эмоция. А потом уже организм найдет себе то, что ему подходит – нужный сквозняк, нужный вирус, нужную бактерию, нужный аллерген.
Естественно, вторичная выгода аллергии, как любого симптома – есть, но я не могу её обобщать в целом. Кто-то из-за реакции на моющие средства и пыль может позволить себе не заниматься уборкой. Кто-то из-за ряда пищевых аллергий может дать себе возможность наладить правильное питание, дисциплинировать семью, и т.д. Тут мне важнее рассмотреть скорее не «зачем», а «как», потому что вторичная выгода – всё таки вторична.
Общая черта, что прослеживается у всех знакомых мне аллергиков – тревожность. Выше среднего. Всё время обдумывать, всё время про что-то переживать, волноваться, беспокоиться. Оно не всегда осознаётся – но если спросить, как именно аллергик переживает то или иное событие – будь то подготовка к празднику или защита тендера – человек очень волнуется, и это видно.
Так же, сходной чертой есть готовность к худшему – убеждение, что мир – опасное место. Это убеждение может быть похоронено далеко – но оно есть. Постоянная потребность держать кинжал наготове – антитела готовы прям выпрыгивать на аллерген, и это – аналогия с чертой характера. Вспыльчивость. Резкая реакция на неприятное поведение, речь, поступки. Возможно, крик или агрессия, но не всегда.
Недоверие. То есть в целом человек нормально сходится с людьми. Коммуникабелен, но при этом всё равно ушки на макушке – внутри себя очень долго тестирует другого на «годность». Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Пищевые аллергии. Чаще всего пищевая аллергия имеет ассоциативный характер. Продукт + неприятное ощущение, эмоция (страх, злость, обида и т.д). Я разбиралась – как правило, аллергия на какой-то продукт возникала вместе с какой-то информацией, событием, и т.д.
Моя знакомая в 27 лет решила исследовать свою детскую аллергию на апельсины. Я спросила, когда это возникло, и сначала, естественно, она огорчилась и сказала «уже не вспомню», а потом выяснилось что однажды она провинилась перед приходом гостей, и мама запретила гостям угощать ребёнка конфетами, но фрукты было можно. Сезонные – апельсины. С тех пор апельсины вошли в тесную ассоциацию с обидой, и начали провоцировать защитную реакцию. Когда это осозналось, цитрусы перестали провоцировать антитела. Магия!
Что касается младенцев и пищевой аллергии – чем тревожнее мама, и чем менее безопасна её среда, тем больше у ребёнка будет «запрещенных» продуктов. Тревожность матери – это то, что сопровождает его завтрак обед и ужин, – её неспокойное состояние, которое вызывает проявления аллергии. Да, одни продукты для этого более свойственны, другие – менее, но очень индивидуально – мои знакомые молодые мамы, которые находятся в абсолютном душевном равновесии (насколько это возможно), кормят грудью, и могут позволить себе мёд, орехи, сгущенку… Что там ещё?
Очень чётко детские аллергии являются маркером беззащитности матери этого ребёнка.
Пищевые аллергии раньше не были сильно распространены, и не особо описывались. Почему? Потому как когда была культура питания в стиле «когда я ем, я глух и нем», и к приёму пищи относились как к культу – настроится, помолиться, и т.д., с едой человек не мог бы ассоциировать нечто неприятное, болезненное.
Повсеместную пришедшую из Америки аллергию на глютен лично я связываю с культурой просмотра новостей за едой. В трансе наворачиваешь свой завтрак/обед/ужин, и не осознаешь, насколько информация про войны, бедствия, падение экономики – сильно влияет на самоощущение. Глютен – это компонент практически каждого приёма пищи – хлопья утром, хлеб за обедом, какие-нибудь хрустики за ужином – и вот, организм выбрал «козла отпущения». Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Мой муж работает с детьми, он анестезиолог, и вынужден спрашивать мам своих маленьких пациентов про их аллергологический анамнез. Да, он тоже отметил, что обычно дети с разными видами аллергий воспитываются очень тревожными мамами, что более чем остальные, переживают как пройдет процедура.
У меня аллергия на покупные соусы разных цветов в разных пакетах – в то время, когда они жили в моём доме, меня частенько грузили тем, «так как же мы будем жить» и «помоги мне с этим справиться, ты ж бэтмен». Мне ключ к прозрению о данном симптоме пришел не сразу, но теперь вторичная выгода – я умею делать хорошие домашние соусы. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Если брать ассоциации, как формирующий аллергии механизм, то с цветением может переплетаться тоже какой-то событийный ряд. Действительно я знаю человека, у которого аллергия на цветение совершенно безобидной мальвы, и выяснилось, что ездил досматривать бабушку, у которой под окном этот замечательный цветок. Говорит «помню, когда она умерла, я в окно первым делом на мальвы посмотрел, с облегчением». И вот уже 15 лет так живёт, «благо мальв в моём городе не много».
Знаю ребёнка войны с аллергией на гвоздики. У него ассоциация не с праздником, а с похоронами, тоже. Предмет + неприятное чувство = аллергия, чтобы справиться с данным переживанием проще. Симптом облегчает душевное состояние, но закрепляется, по привычке.
Студенты, которым тяжело давались летние сессии, нередко после выпуска из университета начинают отмечать аллергию на «признаки лета» – тополиный пух, сирень и т.д.
Кроме того, если брать аллергию, как в первую очередь способ справиться с базовым ощущением беззащитности, немножко уточню, о чём говорит реакция на цветение. Опрос показал: первый ассоциативный ряд со словом «цветение» – «всякие тычинки-пестики», «опыление», «начало новой жизни», «весна» и т.д. То есть – про размножение.
Так же, моё небольшое исследование именно этого аллергена (аллерген – пыльца) в связке с ассоциативным рядом дало свои «плоды». Людям, с аллергией на цветение, более чем всем остальным опрашиваемым, оказалось значительно важнее поддерживать стабильные отношения в паре, без измен. Им особенно важно находиться в некоторой стабильности, ясности, прозрачности и доверии.
Чудесный пример – моя знакомая, что имела всю жизнь аллергию на амброзию, когда забеременела а потом в период кормления грудью, вообще про неё забыла. Спустя еще некоторое время, аллергия вернулась. То есть, в период стабильности, ощущение «беззащитности» куда-то отошло.
И весной, в «благоприятное» для этого самого размножения и привлечения партнера время, как бы обостряется тревога про «тот или не тот», «верный или не верный», и т.д.
Кстати! Аллергия на цветение редко встречается в детском возрасте, в отличии от пищевых аллергий! И, как правило, если и встречается, то в раннем детстве, когда ребенок как бы «впитывает» эмоциональное состояние матери.