Рост онкологических заболеваний является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины. В России рак ежегодно уносит жизни более 300 000 пациентов. Ежегодно выявляется около 450 000 новых онкологических больных. Сейчас на учете с различными онкологическими заболеваниями стоят около 2,5 млн. россиян.
Эффективность борьбы с раковыми заболеваниями во многом зависит от лекарственной терапии. Наряду с хирургическим и лучевым методами, химиотерапия злокачественных опухолей получила широкое распространение, тем более что при ряде локализаций опухолевого процесса она является определяющей.Возрастающая социальная значимость данной группы лекарственных средств определяет необходимость изучения отечественного рынка противоопухолевых препаратов. В данной статье проанализированы настоящее положение и тенденции развития сегмента противоопухолевых препаратов на российском фармацевтическом рынке. Рассматриваемый сегмент включает 5 групп АТС 3-го уровня и представлен 140 торговыми наименованиями и полусотней компаний-производителей.Исследование включало продажи розничного (по данным розничного аудита IMS), больничного сегментов и ДЛО и охватывало период с 2007 по 2009 гг. Для сравнения были взяты сопоставимые периоды (9 месяцев). Все данные приведены в оптовых ценах.Группа L01 является наиболее продаваемой группой АТС 3-го уровня. На долю лекарственных средств, применяемых для лечения злокачественных новообразований, в общей структуре фармацевтического рынка России приходится 6,7% в денежном выражении.На сегодняшний день сегмент противоопухолевых препаратов оценивается в 19 млрд. руб., или 3 млн. упаковок. При этом если в натуральном выражении прирост сегмента за 2 года (9 месяцев 2009 г. к 9 месяцам 2007 г.) составил всего 11%, то в стоимостном выражении рассматриваемый сегмент вырос более чем в 3 раза. Таким образом, основным драйвером роста рынка стал рост средней цены, которая в 2009 г. составила 4960 руб.Прирост продаж в рублях был положителен по всем группам, однако в натуральном выражении наблюдалось небольшое снижение продаж в группах L01A и L01C. Наиболее продаваемой группой (79,9%) является L01X [Противоопухолевые препараты другие], которая и определила развитие сегмента в целом (+3 п.п. за 2 года). Представленная ниже диаграмма (рис. 1) отражает долевое распределение внутри рассматриваемого сегмента препаратов для лечения онкологических заболеваний.Особенностью рынка противоопухолевых препаратов является то, что продажи препаратов на 83% обеспечиваются за счет программы ДЛО (4 препарата из данной группы – Флудара, Мабтера, Гливек, Велкейд – применяются для лечения высокозатратных нозологий, в частности миелолейкоза), остальное приходится на госпитальные закупки.Российский рынок противоопухолевых препаратов – это рынок генерических лекарственных средств, на долю которых приходится более половины продаж (60% в натуральном выражении). Доля оригинальных (инновационных) препаратов составляет около 14%, при этом в стоимостном выражении их продажи составляют почти 90%, что объясняется высокой стоимостью данных препаратов, на разработку и клинические испытания которых уходят миллионы долларов. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
По статистике, пятилетняя выживаемость онкологических больных составляет во Франции 57,9%, в США – 62% среди мужчин и 63,5% среди женщин. В России она не достигает и 43%. Это самый низкий показатель в Европе, что, в частности, связано с запоздалой диагностикой, лечением устаревшими препаратами. Аппаратов лучевой терапии в России насчитывается всего 70, а в США – около 3000. Между тем, снижение на треть смертности от онкозаболеваний в США и Европе за последние 20 лет было достигнуто именно благодаря применению инновационных препаратов, использование которых в России пока весьма ограничено. Ввиду высокой стоимости препаратов пациенты не могут оплачивать их самостоятельно. Введенная в 2005 г. программа дополнительного лекарственного обеспечения впервые дала возможность многим больным раком получать современные лекарства. Однако отказ части льготников от участия в программе ДЛО ударил в первую очередь по лекарственному обеспечению онкологических больных. В 2008 г. программа ДЛО была разделена на федеральную программу обеспечения дорогостоящими лекарственными средствами и региональную программу обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС). (Видимо, так?)Однако в перечень тяжелых заболеваний, для которых финансирование дорогостоящего лекарственного обеспечения производится непосредственно из федерального бюджета РФ, не включены рак молочной железы, рак легкого и рак кишечника. А ведь при них уровень смертности наиболее высокий.Лидерами рынка онкологических препаратов в денежном выражении остаются зарубежные компании. В Топ-10 корпораций представлен только 1 российский производитель «Верофарм», занимающий 8 место. Однако в натуральных показателях данная компания лидирует в сегменте (1/5 группы).
Общая доля десятки лидеров по итогам 9 месяцев 2009 г. составила 92,7% сегмента (табл. 2).Лидером в данном сегменте стала компания F.Hoffmann-La Roche Ltd., доля которой увеличилась на 2,8 п.п. за счет роста доли препарата Мабтера. Наибольший прирост в денежном выражении пришелся на долю компании Janssen-Cilag AG (+13,2 п.п.), благодаря Велкейд - основному препарату компании. Наибольшее снижение доли наблюдалось у компании Novartis: несмотря на рост продаж в денежном выражении, доля компании снизилась на 2,6 п.п. за счет падения доли препарата Гливек.В таблице 2 представлен рейтинг продаж торговых наименований. Лидером продаж в денежном выражении является препарат Велкейд (прирост +13 п.п.). Важно отметить также рост доли препарата Мабтера (+7 п.п.). Наибольшее падение продемонстрировал Гливек, однако ему удалось удержать второе место в рейтинге. Общая доля десятки в денежном выражении выросла почти на 10 п.п. и составила 85,2 %, в то время как доля в упаковках составила всего 8,5%.