«Изуверские секты» в царской России – скопцы, морельщики, сожигатели
Проблема сект всегда была злободневна для нашей страны, только раньше решали ее на государственном уровне. Так, в дореволюционной России действовал циркуляр «О распределении сект по степени их вредности». Существовало три уровня оценки противоправности культов зла: особо вредные; вредные; менее вредные. С 1905 по 1917 годы была введена еще одна категория: «изуверские секты», в отношении которых применялись специальные правозащитные запретительные, контролирующие и профилактические меры. А меры проводить было против кого. Сект расплодилось огромное количество...
Хлысты
Историю русского сектантства, как правило, начинают с ересей XIV-XVI веков (стригольников), а затем описывают, как в 1630-1640-е годы возникли основные русские секты (капитоны, хлысты, субботники). От монаха Капитона, который призывал к аскетизму (отказ от мяса, вина и брака), учил местных крестьян не ходить в православные храмы, произошла секта капитоновщины, очень скоро раздробившаяся и известная под другими названиями (нетовщина, самокрещенцы, странники-бегуны).
Позднее ученик Капитона, Данила Филиппов, объявил, что в него вселился «бог Саваоф». Церковный брак этот «Саваоф» назвал «утехою сатаны» и научил своих последователей, как его заменить «любовью Христовой». Одного из своих учеников, Ивана Суслова, Филиппов «произвел» в «Христы». И тот приступил к проповеди и обучению адептов особым ритуальным технологиям.
Так зародилась еще одна секта - христовщина, более известная под названием хлысты, связанным с тем, что эти сектанты во время своих «религиозных» собраний подвергали себя самоистязанию, бичевали жгутами (хлыстами) и били палками.
Общины хлыстов назывались «кораблями», их руководители – «кормчими», а «духовные жены» - «богородицами». Основным содержанием радений (собраний хлыстов) являлось быстрое и долгое кружение для достижения экстаза, почему сами хлысты, не употребляющие алкоголя, называли свои радения «духовным пивом». На радениях хлысты, встав кругом, начинали кружиться с прыжками и криками (например, «Ой, дух, ой, бог!»), постепенно наращивая скорость, и, наконец, сливались в одно коллективное тело (в их терминологии – «чан»). На них «накатывал дух». «А когда все это общество почувствует в себе что снишел Св. боевой дух, тогда все общество встает с мест. Которые бьют себя через левое плечо кулаками в грудь, а другие хлыщутся по спине бичами и хлыщутся до крови, и что все это делается в виде угодного Богу, за то, что он страдал», - вспоминал очевидец. В это время среди капитонов явился еще один проповедник - Василий Власатый и стал призывать к полному самоистреблению. Волосатовщина породила движение морельщиков и сожигателей. Морельщики строили особые помещения для массовых самоуморений, а сожигатели - для самосожжений, которые они трактовали как второе, «огненное крещение». Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
К началу 1670-х годов до московских властей дошли первые сведения о многочисленных гарях и уморениях, а к середине 1680-х годов самоистребление приняло характер массовой психической эпидемии. За 10 лет в этих жертвоприношениях погибло более 20 000 человек. И хотя с начала XVIII века случаи самоистребления стали наблюдаться реже, оно никогда не прекращалось вовсе.
Самозакапывание вместе с детьми
Последний случай был зафиксирован в 1896 году. На одном из хуторов близ Тирасполя у крестьян Ковалевых сектанты-безбрачники устроили тайный скит, во главе которого стояла Виталия. Ввиду предстоящей переписи населения заговорили о том, что за отказ их заберут в остроги, там они за Христа пострадают, «запостятся». Но испугались за детей, вдруг они будут крещены по-православному? В результате Виталия уговорила всех на самозакапывание.
Ковалев рыл ямы в погребах и закопал свою мать, жену с двумя детьми, еще троих детей (от года до семи лет) с родителями, нескольких юных девушек, четырех старух. Та же участь ждала и Виталию с несколькими сектантами. В итоге в страшных мучениях погибли 24 человека.
Кроме капитонов, хлыстов, морельщиков и сожигателей стоит обратить внимание еще на одну секту. Еще в XVI веке часть так называемых жидовствующих (они же новгородско-московская ересь) бежала от преследований в Заволжье и через сто лет стала известна под названием субботники. Русские крестьяне-субботники признавали только книги Ветхого Завета, практиковали обрезание и ели кошерную пищу, детей называли ветхозаветными именами и ожидали появления их «мессии». Возникшие в первой половине XVII века секты множились и разветвлялись. Так в 1740-е годы появилась секта духоборов или духовных христиан, позднее от них отделились молокане. К началу XX века именно они заняли лидирующее положение. Благодаря объявленной в 1905 году веротерпимости, их «кораблям» удалось добиться некоторой легализации своей веры и более успешно вести проповедь. Именно эти хлысты сохранились до сегодняшних дней. Не считая еще одной разновидности этой группы, одной из самых изуверских - скопцов. Об этой секте рассказ особый.
Искупитель-оскопитель Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Во времена правления Екатерины II от секты хлыстов откололась группа во главе с Кондратием Селивановым, который утверждал, что спасти душу можно лишь борьбой с плотью путем оскопления.
На первых порах оскопление состояло в ампутации яичек с частью мошонки посредством отжигания их раскаленным железом. Называли эту операцию «огненным крещением». Но очень скоро, «снисходя к слабости человеческой», Селиванов приказал раскаленный металл заменить на ножи, косы, серпы, бритвы и топоры. Это удаление называли «малой печатью» или «первой чистотой». Существовала и «царская печать», которая появлялась на теле после ампутации детородного органа. При оскоплении женщин вырезали, вытравливали кислотой или выжигали раскаленной проволокой соски, большие или малые половые губы. Это была так называемая «вторая чистота». Среди скопцов тут же появились фанатики, считавшие, что народ надо кастрировать при каждом удобном случае. В итоге даже отлавливали и уродовали случайных людей. После того как в 1770-е годы сектанты сделали инвалидами массу народа, а десятки человек отправили на тот свет, Екатерина II издала указ о том, что скопцы вредны и опасны своим изуверством. За насильственное оскопление полагалась каторга от 10 до 15 лет. Несмотря на то, что за почти 150 лет власти отправили в Сибирь десятки тысяч человек, секта оказалась на удивление живучей.
Еще в начале XIX века скопцы настолько «расправили крылья», что решили направить всю Россию «по нужному пути». В 1804 году камергер и статский советник Еленский передал Александру I записку о том, как обустроить империю. По этому проекту страна должна была стать огромным скопческим кораблем, которым управлял бы оскопленный государь. Попытка сектантов осуществить переустройство России окончилась неудачно. Император не снес оскорбления и сослал камергера в монастырь.
Но, несмотря на это, самого Селиванова пока не трогали, он продолжал оскоплять людей, и сам Александр I, посетивший его, запретил полиции входить в дом, где жил Селиванов. Но все было до поры до времени. Не выдержал генерал Милорадович. Его племянники оскопились, и взбешенный петербургский генерал-губернатор выпросил у Александра I санкцию на арест Селиванова. Скопца отправили в монастырь, где тот и умер. Но дело его осталось.
Чтобы секта не превратила существование, скопцы нанимали разъездных агентов, занимавшихся вербовкой, а по существу, скупкой детей у малоимущих крестьянских семей. Детей скопили, их ожидало будущее их наставников. Несмотря на то, что кастрация часто заканчивалась смертью, многие шли под нож добровольно. Выживший мог рассчитывать на высокую должность в скопческой иерархии и богатство. Каждый, кто вступал в секту, получал солидное единовременное вознаграждение и всестороннюю помощь могущественных собратьев по секте. Часто скопцы-ростовщики не только прощали запутавшимся в долгах людям крупные суммы, но и помогали им в дальнейшем упрочить свое финансовое положение, если те соглашались оскопиться и вступить в секту. Вот почему среди скопцов было так много миллионеров и преуспевающих торговцев. Для них не существовало проблемы, где взять деньги на открытие дела. Они могли проводить рискованные финансовые комбинации, зная, что в случае неуспеха их поддержат и морально, и материально. К середине XIX века капиталы, принадлежавшие секте, достигли астрономических цифр. По всей России рассылались скопцами миссионеры и пророки, безумие охватило практически всю империю. Ежегодно кастрации подвергались тысячи и тысячи людей.
Впрочем, оскопившиеся люди обнаруживали в себе отличные деловые качества. В секретных полицейских списках выявленных скопцов значились имена едва ли не всех владельцев крупнейших ювелирных магазинов Охотного ряда и Кузнецкого моста в Москве. В Петербурге скопцы полностью контролировали многие торговые точки города. Секта оказалась неистребима. Даже советская власть, несмотря на процессы в 1930-е годы против скопцов (хотя упор там делался не на сектантскую деятельность, а на то, что все подсудимые были богатыми людьми) не смогла уничтожить изуверское сообщество…
Анна Петросова
https://vpk-news.ru/articles/42837 Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Корреспондент “Трибуны” стал свидетелем совершения обряда одной из самых загадочных сект: Осколки некогда многочисленной в России секты хлыстов все еще существуют в отдаленных уголках Самарского края. В одной из деревень мне удалось лично познакомиться с этими странными людьми. Сами хлысты потом признавались, что я оказался удивительным образом похож на одного из бывших хлыстовских “царей духовных”. И потому в виде исключения был допущен к присутствию на обряде радения, на который, кроме самих хлыстов, никто не допускается. Начало не предвещало ничего необычного в этом доме, что в поселке Зубчаниновка, где собрались пожилые деревенские бабы – доярки и простые мужики-механизаторы. Они слезливо обнимались, радуясь встрече. Говорили о житейских вещах. Потом сели за стол и принялись за трапезу: ели в основном творог, являющийся для хлыстов ритуальной пищей. Само радение началось к сумеркам с рассказов о хлыстовских чудесах. – Как-то Александр Михайлович шел среди болот, а за ним деревенские мальчишки, дразнят его: “Богомол, богомол, заставь лягушек замолчать”. Александр Михайлович поклонился, зашептал, и лягушки смолкли. “Да это случайно!” – закричали мальчишки. Тогда он опять зашептал. И вдруг лягушки по всему болоту заквакали славословия. В другой истории также фигурировал один из хлыстовских “духовных царей”, который вскипятил воду в банке с помощью “божественной силы”. Когда истории с чудесами закончились, все встали и перешли в другую комнату, с лавками у стен. Расселись в полумраке и запели свои “духовные стихи”. Гудели долго и без остановки часов шесть. По мере пения глаза у поющих начали стекленеть – народ, похоже, вошел в транс. Вдруг хлопнула дверь, и… из оконной рамы посыпались осколки стекла. Честно говоря, в этот момент у меня по коже пробежали мурашки от страха. Ощущение, будто в комнату кто-то вошел. А ведь хлысты таким образом вызывали “духа”. Как только пожаловал “дух”, один из поющих поднялся с лавки и начал делать движения, похожие на медленный русский народный танец. Следом постепенно “дух приподнял” всех остальных, и вот уже по комнате закружился хоровод, который сами хлысты называют “колесницей”. Лица у всех мокрые – слезы полились потоками. А внутри “колесницы” завертелись три “пророка” (“пророк” – это ступень перед “духовным”), извергая при этом нечто из своих глоток: – Галки летали – Бога призывали. Галки-хохлушки – спасенные души. Воробьи-пророки – шли по дороге. Нашли они книгу. А что в той книге? Описано тамо – совершая само. – И дальше шло нечто диковинное. – Драната гандра, капил астра шантра, шанкара фуруна, маи девилуша. Позже, когда диктофонную запись прослушали знатоки языков, выяснилось, что этот текст – санскритский, который довольно связно перечисляет имена духов, обитающих между небом и землей… А танцующие между тем задвигались все быстрее, все резче, взмахивая руками, взвизгивая и выкрикивая непонятные “пророчества”. Хозяйка дома баба Вера на каталке неожиданно завертелась вокруг своей оси, как турбина. Я ощущал себя Хомой из гоголевского “Вия”. Рядом со мной сидела и выла басом какая-то тетка. “Прямо как волк”, – с опаской подумал я и на всякий случай отодвинулся поодаль. Закончилось все на рассвете на самой высокой ноте. Радевшие впали в глубокий обморок – повалились на пол, как мешки. Словно подкошенная рухнула баба Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Вера. Попадали мужики. Теперь мне казалось, что я был один в совершенно пустом доме. Угнетенный впечатлением увиденного, я побродил по комнатам, вернулся к столу, попил чаю с хлебом-медом, посмотрел на лежащие вповалку тела с неестественно бледными лицами и… улегся спать на пустующий диван. Часа через четыре, когда я проснулся, хлысты были уже на ногах. На удивление они были свежие, радостные, все бегали, скороговоркой говорили. На этом и закончилось радение. Самое загадочное в этой истории, пожалуй, даже не беснование ее участников, а тот самый текст на санскрите. Откуда у малограмотных деревенских мужиков и баб знание древнейшего языка?! Если предположить, что от проариев, то это будет слишком фантастично и романтично. Есть и другая версия, куда более реальная. В 30-х годах ХIХ века хлыстовщиной увлеклись люди из так называемого петербургского “Духовного союза” – масонской оккультной организации, возглавляемой Елизаветой Татариновой. Это были дворяне из очень знатных родов. В частности, туда входил президент Академии художеств Оленин. Известно, что в доме у Оленина долго жил индусский брахман по имени Нам Джои Алан, который пришел пешком из Индии в Россию. Так что, возможно, мантра, которую пели зубчаниновские хлысты, имеет свои корни именно в лице этого брахмана, которая была очень тесно связана с хлыстами. Входивший в “Духовный союз” полковник Дубовицкий, переселившийся в свое имение в Елецкий уезд, создал там общину хлыстов из своих крепостных крестьян. А основное переселение хлыстов в XIХ веке в Самарскую губернию шло как раз в основном оттуда – из Орловской и Тамбовской губерний. Любопытно, что похожую мантру описывает в своем романе “На горах” (о секте хлыстов) писатель Мельников-Печерский. Он работал в середине позапрошлого века в Нижегородской губернии, куда тоже шло переселение тех же самых хлыстов из тех же губерний. Он записал индусско-хлыстовскую мантру в своем романе в 70-е годы ХIХ века. Живущие ныне в самарском поселке Зубчаниновка хлысты, похоже, последние представители этой некогда многочисленной и рассеянной по просторам России секты.
прим.
Хлысты (искаженное от “христы”, самоназвание – “люди божьи”) – религиозная секта. Возникла в России в конце ХVII века среди крестьян нечерноземной полосы. Основателем секты считают костромского крестьянина Даниила Филипповича. Хлысты не признают священников и не почитают святых, отвергают Священное Писание и церковные книги. Посещение православных церквей ими допускается. Основой вероучения хлыстов является представление о возможности прямого общения человека со Святым духом и воплощение духа в конкретных людях, которые становятся для хлыстов “христами” и “богородицами”. Главное место в идеологии хлыстовства занимает проповедь аскетизма. Собрания хлыстов проходят в форме радений (молитвы, сопровождаемые плясками), участники которых доходят до религиозного экстаза. В дореволюционной России в начале ХХ века было около 40 тысяч хлыстов. В СССР их число резко сократилось. В советское время в РСФСР (Тамбовская, Куйбышевская и Оренбургская области, Северный Кавказ) и УССР имелись небольшие разрозненные общины хлыстов, ведущие замкнутый образ жизни. Сведений о том, насколько сохранились эти общины сегодня, нет.