22 января 1905 год произошел расстрел рабочей демонстрации в Санкт-Петербурге, известного в истории как Кровавое воскресенье. Одним из главных участников этих трагических событий был священник Георгий Гапон, который несправедливо вошел в историю как провокатор и тайный агент полиции. Двойная игра Современники знали Георгия Гапона как страстного, непоколебимого революционера, лидера организации «Собрания русских фабрично-заводских рабочих». Согласно историку Феликсу Лурье, «поп Гапон» вел двойную игру: он усыплял бдительность полиции, уверяя ее высшие чины в том, что в «Собрании» нет места революционным идеям, а сам в это время подстрекал рабочих объявить всеобщую забастовку. Благодаря своим связям с полицией, Гапон получил ярлык «провокатор», с которым и вошел в историю. Говорят, Гапон специально вывел народ на Нарвскую заставу, чтобы полиция жестоко подавило восстание. Действительно, «мирное шествие с хоругвями», организованное Георгием Гапоном, вызывало много вопросов у историков. На что рассчитывали организаторы демонстрации, когда заранее было известно о намерении царя отвергнуть петицию и жестко пресечь беспорядки? Суть «обращения» дошла до Николая II еще 7 января через министра юстиции Муравьева. А уже на следующий день государь приказал арестовать авторов петиции. Чего же добивался Гапон, когда вел толпу людей на верную смерть? Так ли был важен для него рабочий вопрос или были цели повыше? Вполне возможно, он рассчитывал, что расстрел мирного шествия вызовет народное восстание, во главе которого встанет именно он – Георгий Гапон. Об этом свидетельствуют воспоминания другого революционера Владимира Поссе, который как-то спросил у священника, что бы тот сделал, если бы царь принял петицию. Гапон ответил: «Я упал бы перед ним на колени и убедил его при мне же написать указ об амнистии всех политических. Мы бы вышли с царём на балкон, я прочёл бы народу указ. Всеобщее ликование. С этого момента я — первый советник царя и фактический правитель России. Ну, а если бы царь не согласился? — Тогда было бы то же, что и при отказе принять делегацию. Всеобщее восстание, и я во главе его». Кстати, у организаторов «мирного шествия» были расхожие мнения. Например, правая рука, а впоследствии убийца Гапона – Петр Рутенберг готовил покушение на царя, надеясь убить его, когда тот выйдет на балкон Зимнего дворца, чтобы обратиться к народу. Об этом мы узнаем из воспоминаний начальника петербургского охранного отделения Герасимова. Любовная магия, обряды на деньги(дорого!) Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Еще один вопрос, который остается открытым – был ли Георгий Гапон сотрудником полицейской охранки, двойным агентом. Не секрет, что именно слухи о предательстве Гапона и его доносах на бывших товарищей, в том числе эсеров, стали основной причиной его убийства. Надо сказать, когда были обнародованы архивы, многие исследователи перерыли документы в поисках каких-либо доносов, написанных Георгием. После долгих поисков, один из специалистов по этому вопросу историк С. И. Потолов заявил, что в списках Департамента полиции, как и в других документах нет никаких сведений о тайном агенте Георгии Гапоне, следовательно нет никаких подтверждений этому расхожему мифу. Кроме того, в пользу опровержения этого мнения говорит запрет вербовать в агенты лиц духовного сана, кем был Гапон, несмотря на всю свою общественную деятельность. Сегодня наиболее распространенная версия – что Гапона подставили путем перетасовки документов и специально пущенных слухов. Нельзя сказать, что он вообще не имел никаких связей с полицией. Он часто использовал последних как финансовый источник, путем передачи некой информации о людях, которых потом сам заранее предупреждал об опасности. Но все деньги Гапон отдавал на нужды рабочих и организаций. Правда, общественность этому зачастую не верила, называя Гапона Иудой и обвиняя в жадности. Петр Рутенберг, в своей книге, отмечал дороговизну костюма Георгия, когда все остальные его товарищи были одеты в обыкновенные пальто, а Савинков – второй организатор кровавого убийства священника писал, что Георгий в своих желаниях был приземленным человеком – любил роскошь, деньги, женщин. На фоне такого общего настроения, сведения о том, что по возвращению в Россию после Манифеста 17 октября, Гапон получил 30 тысяч рублей от Витте, сработали как спусковой крючок. Гапон собирался возродить свою прежнюю организацию «Совет», на это и пошли деньги министра финансов. В общем-то, Георгий часто так делал – сначала брал деньги у Департамента полиции, благодаря своим связям, потом тратил на агитацию. Он искренне удивлялся ажиотажу, которые вызвали 30 тысяч: «Вас поразили мои открытые сношения с Витте и согласие голодных рабочих организаций принять от него деньги?» Негативную реакцию, на самом деле, вызвал еще один пущенный слух – мол, 30 тысяч были переведены на счет некого Рыбницкого, который и есть Гапон. Последней каплей для соратников Георгия стало известие о получении 100 тысяч рублей от Департамента полиции за информацию о террористических замыслах партии эсеров и выдачи властям имени Рутенберга. «Громкое имя» Существует гипотеза, что причиной убийства Гапона стали некие документы. Вдова священника говорила, что эти бумаги содержали какое-то известное имя, однако фамилию не назвала. Любовная магия, обряды на деньги(дорого!) Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Сам Георгий Гапон незадолго до гибели утверждал, что у него есть компрометирующие данные на неких важных персон. Он даже отдал часть документов своему адвокату Сергею Марголину. Последний умер через два месяца после смерти Гапона при странных обстоятельствах. Его коллеги говорили, что за неделю до кончины, он обмолвился о необходимости обнародовать какие-то бумаги. Ходили слухи, что «громким именем» был Сергей Витте, министр финансов, который одолжил Гапону 30 тысяч. Но точных подтверждений этому так и не нашлось. Тень Евно Азефа Евно Фишелевич Азеф - он же офицер полиции «Раскин», он же один из предводителей эсеров: «Иван Николаевич», «Валентин Кузьмич», «Толстый». В послужном списке этого «суперагента охранки» сдача множества революционеров, в том числе арест и казнь членов летучего боевого отряда партии социалистов-революционеров в феврале 1908 года. Он также предотвратил несколько крупных покушений: нападение на министра внутренних дел Дурново и на самого Николая II. В тоже время Евно Азев организавал «в роли революционера» несколько террористических актов и убийств. На его совести смерти шефа корпуса жандармов – В. К. Плеве, военного прокурора В.П. Павлова, и даже великого князя Сергея Александровича Романова. Возможно, именно он спланировал и спровоцировал убийство Гапона, как «провокатора», а потом и его адвоката Марголина. Зачем? Чтобы скрыть, свою «двойную», а то и «тройную» личность. Некоторые историки, в том числе и В.К. Агафонов, считают - играя на обе стороны, он был заслан третьей – это был западный агент, которого заслали в Россию разжигать беспорядки. Азеф познакомился с Гапоном, во время бегства последнего за границу, после Кровавого воскресения. Он позволил ему остановиться на его квартире. Они вместе снарядили яхту «Джон Графтон», которая должна была доставить российским революционерам необходимое оружие для сопротивления. Возможно, живя с Гапоном в одной квартире, Азеф узнал о неком компромате, который попал в руки Георгию. Убийство Георгий Гапон был убит 28 марта 1906 года на даче Звержинской в поселке Озерках под Петербургом. Его нашли только через несколько дней с петлей на шее. Официальный убийца Гапона - ближайший соратник священника Петр Рутенберг - был быстро найден и пойман. Его опознал местный дворник. Петр не отрицал своей причастности, рассказал, как произошло само убийство, и кто еще из рабочих при этом присутствовал. Причиной он назвал продажность и предательство Гапона, его связи с вице-директором Департамента полиции П.И. Рачковским. Но впоследствии историки нашли еще одну «темную тень», стоящую за расправой с Гапоном – это уже известный нам «Толстый», то есть Евно Азеф. Именно он подстроил обвинение Гапона в «двойной игре», чтобы выгородить настоящего тайного агента – себя. В результате, в одно время были убиты двое «подставных» - сначала «народный пророк» Георгий Гапон, а потом провокатор Н. Ю. Татаров, безуспешно пытавшегося открыть глаза руководству эсеров на лицемерную натуру их партийного лидера.
Имена непосредственных убийц Георгия Гапона так и остались тайной. Организатор казни Петр Рутенберг после революции 1917 года уехал в Палестину, стал одним из активных членов сионистского движения, скончавшись в Иерусалиме в 1942 году в возрасте 63 лет. До конца жизни он не любил вспоминать о происшедшем в Озерках.
Евгений Азеф после разоблачения скрылся за границей, жил в Берлине, где владел корсетной мастерской. В 1915 году он был арестован германскими властями как бывший русский секретный агент и два года провел в тюрьме Моабит. В заключении он получил болезнь почек, от которой и скончался весной 1918 года в возрасте 49 лет.
Георгия Гапона похоронили на Успенском кладбище Петербурга. На похороны собралось около 200 сторонников, считавших, что священник был подлинным народным лидером, павшим от рук царской охранки. Первые несколько лет на его могиле в годовщину смерти проводились траурные мероприятия, в которых участвовало все меньше людей.
По свидетельству современников, до 1924 года на могиле появлялись венки и траурные ленты, но затем она была заброшена. Памятник исчез, не сохранилось и само захоронение.
Георгию Гапону на момент смерти было всего 36 лет. В другую эпоху он вполне мог стать видным политическим деятелем, харизматичным лидером крупной партии. Но в суровую эпоху революции он слишком увлекся политическими играми, проиграв в итоге собственную жизнь.
обытия, произошедшие в Санкт-Петербурге 9 января 1905 года, вошли в историю под названием "Кровавое воскресенье". В этот день тысячи рабочих собрались на мирное шествие, подготовленное организацией "Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга" во главе со священником Георгием Гапоном. Требования у собравшихся были как экономические, так и политические (в том числе созыв Учредительного собрания). Однако царя в тот день в городе не оказалось. За попытками толпы прорваться сквозь оцепление солдат последовал разгона шествия, в ходе чего сотни людей пали жертвами.
Ключевой фигурой этого события стал лидер шествия Гапон, однако трактовки его мотивов у многих историков разнятся. Так, Ленин в своей статье "Поп Гапон" описывает его как "бессознательное орудие" в расправе царя над рабочими и говорит, что не стоит исключать того, что Гапон был "искренним христианским социалистом". По мнению Ленина, он был рупором рабочего класса, но оказался частью жестокого плана по расправе над рабочим движением.
Другой историк, Платонов считает что Гапон был подконтролен социалистам. Платонов, видящий революцию как масоно-сионистский заговор, находит подтверждение своей теории в смерти Гапона, якобы его убили сионисты с целью убрать лишнего свидетеля. Это он подтверждает тем, что заказчиком убийства Гапона был еврей Рутенберг (которого Платонов тоже относит к сионистским заговорщикам).
Зарубежный историк Пайпс в своём труде "Русская революция" верит в то, что Гапон сочувственно относился к русскому народу. Но что касается того, сотрудничал ли он с полицией, Пайпс пишет, что Гапон не скрывал своих связей с властями. Расстрел же он описывает как случайное стечение обстоятельств, произошедшее из-за той эйфории, в которую впали рабочие, не отреагировавшие на холостой предупредительный залп полиции.
Таким образом, нельзя точно определить ни истинных помыслов Георгия Гапона, ни точных причин расстрела рабочего движения. Плюрализм трактовок событий обусловлен прежде всего личной заинтересованностью историка в них. Так, Ленин обеляет человека, стоящего в истоках русской революции. Платонов же пытается найти подтверждение своей концепции революции как сионистского заговора. Пайпс, в свою очередь, руководствуется автобиографией Гапона и пытается найти более рациональные объяснения событий. Подводя итоги, можно сказать, что многообразие интерпретаций исторических событий неизбежно по ряду причин, будь то личная выгода, симпатии, идеология или расхождения в самих источниках. Да и рассказы самих очевидцев событий окрашиваются в их эмоциональные краски и желание приукрасить свою роль в истории, так что любое историческое явление доходит до нас словно через "сломанный телефон", много раз переделанное на новый лад.