В народной памяти еще до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд о неких «камнях-идолах», поставленных невесть кем в таких глухих местах по берегам реки Охты, где даже местные жители ориентировались с трудом.
Удивительные легенды о карельских камнях собрал в свое время известный журналист Карельского радио Николай Исаев — человек поразительной эрудиции и обаяния. Его, к сожалению, уже нет среди нас.
Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Особенно потрясла нас одна, хранящаяся в личном архиве автора — «где-то в карельской глуши есть большой валун, древний, как сама земля. И стоит тот валун на скале посреди болот. И поставили тот валун наши предки таким образом, что днем и ночью «поет» он только ему понятные мелодии, но придет к нему человек с добрыми мыслями и светлым сердцем, и поможет ему камень и подскажет как быть, и снимет боль и усталость, и даст ему защиту от зверя лесного и страхов ночных». А поведал Николаю Исаеву ту легенду один из старожилов небольшой деревеньки Ушково, что стояла на берегу реки Охта. Только давно это было. Люди и деревни смертны, и легенда осталась легендой — доброй, по детски наивной, к практической жизни нашей никакого отношения не имеющей. Тем более, что подобных легенд разбросано по великой Руси предостаточно.
Искать одинокую глыбу, затерянную в карельской лесной глуши, так же непросто, как выискивать иголку в стоге сена. Однако, в конце концов, мы вышли-таки к небольшой скалистой возвышенности, поднявшись на которую увидели на самой ее вершине камень-сеид, установленный на своеобразную плоскую каменную подпорку. Скорее услышали, потому что именно это было нашим первым впечатлением. Камень «пел»!
Сильный ветер прорывался сквозь узкую щель между плоской вершиной скалы и нижней частью камня благодаря той самой каменной подпорке, которую мы увидели как только подошли ближе. Ощущение было незабываемое.
Звуки были очень мелодичными; иногда они напоминали маршевую многоголосицу оркестра, а иногда — выводимую одиноким путником где-то высоко в горах задушевную мелодию свирели. Все зависело от силы ветра и, что самое невероятное, от положения камня, который иногда его меняет, раскачиваясь вперед-назад, вправо-влево.
Другими словами, плоская каменная подставка необходима не только для того, чтобы сделать специальный «зазор» между вершиной скалы и камнем, благодаря чему, собственно, и возникают звуки, но и выступает в качестве своеобразного «шарнира». Камень как бы балансирует на этой подставке, что наблюдалось даже невооруженным глазом. Это происходило и в моменты полного отсутствия ветра, хотя мы прекрасно понимали, что никакой ветер не в состоянии покачнуть монолит подобных размеров.
Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Создавалось совершенно определенное впечатление о «рукотворности» данной «композиции». Вокруг камня возвышались деревья и кустарники, и только в одном направлении открывался естественный проход, не заросший деревьями, который давал возможность свободного движения ветру. В эту-то сторону и был ориентирован камень.
Вокруг камня — идеально утоптанная площадка, хотя каких-либо свежих следов мы так и не обнаружили. Видимо, приходили к этому камню издревле. Кто и зачем, какие ритуально-магические обряды совершались здесь — об этом можно только догадываться. Людская память не сохранила о тех далеких временах никаких сведений.
Можно предположить, что обнаруженный камень мог быть культовым объектом древних саамов, населявших территорию Карелии 5-6 тысяч лет назад.
Кстати, в 1972-м году экспедицией Карельского Филиала Академии Наук СССР, которой руководил археолог А. П. Журавлев, на Колгострове в Онежском озере была сделана уникальная находка камня-валуна, который обладал оригинальным свойством издавать мелодичный звук при ударе о его верхнюю часть небольшим булыжником. Валун этот до сих пор известен в местной традиции как «Звонкой» камень.
«Звонкой» камень представляет собой крупный природный валун с уплощенной верхней частью, имеющей многочисленные следы ударов. Он имеет трещину, которая образует резонирующую полость, с чем и связан упомянутый акустический эффект.
Он был обследован специалистами Петрозаводской консерватории. Полученные результаты позволили выдвинуть гипотезу о его использовании в качестве самозвучащего музыкального инструмента, получившего название литофона. «Звонкой» камень в местной традиции до сих пор сохраняет явно культовое назначение. Местное население, с незапамятных времен считало, что этот камень обладает магическими и лечебными свойствами: снимает у человека боль, приводит в равновесие его психические и духовные силы.
Обнаружение в расщелине «Звонкого» камня фрагментов асбестовой керамики позволяет предполагать использование его в качестве культового объекта еще в позднем энеолите — конце третьего - начале второго тысячелетия до н.э. древнесаамским населением, проживавшим в этих краях.