Был и кое-где остается такой архаический элемент обрядности, как обычай бросать в могилу мелкие деньги. Существовало несколько народных, истолкований этого обычая. Одно - как выкуп места на кладбище для умершего, что является дополнительным свидетельствам связи умершего с местом его захоронения - могилой, землей. Если не откупить места, покойник будет по ночам приходить к живым родственникам и жаловаться на то, что «хозяин» подземного мира гонит его из могилы. По другому варианту деньги клали, чтоб умерший мог купить себе место на том свете. В прошлом особым способом поминовения души была «тайная», или «потаенная», милостыня. Она обязывала соседей молиться за усопшего, при этом молящийся принимал на себя часть грехов умершего. «Тайная» милостыня состояла в том, что родственники умершего сорок дней раскладывали по окнам, крыльцам беднейших соседей (бобылок, стариков и т. п.) подаяние, хлебцы, блины, яйца, коробки спичек, иногда более крупные вещи - платки, куски ткани и др. Как и все поминки были жертвой, так и милостыня была жертвенной пищей. Помимо «тайной» милостыни, существовала явная, открытая милостыня - «в знак памяти» - раздача пирогов, печенья, сладостей нищим и детям у ворот кладбища. При отпевании также раздавали присутствующим по калачу и зажженной свече. Во многих местах каждому участнику поминок вручали по новой деревянной ложке, чтобы при еде этой ложкой вспоминали умершего. Для спасения грешной души делали пожертвование на новый колокол, чтобы он «вызвонил» погибшую душу из ада, или отдавали соседям петуха, чтобы он пел за грехи покойника. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Обычай бросать деньги в могилу умершего - языческий. Роль денег в похоронном обряде вырисовывается весьма отчетливо. Особенно характерен обычай бросать в могилу деньги, чтобы заплатить за перевоз через огненную реку (это отмечают Д. К. Зеленин, А. Н. Афанасьев, Л. Нидерле, Архангельский и др.) . Деньги служили платой при перевозе через огненную реку. Перевозчиком в русской народной традиции считали святого Николая Чудотворца или Архистратига Михаила. В одном духовном стихе Архистратиг Михаил отказывается брать деньги у грешников и не перевозит их через “Сион-реку огненную”. Иногда же эти деньги рассматриваются как плата “земельному хозяину” - тому самому, которому бросают деньги, когда строят дом (Г. Виноградов, П. Иванов, А. Н. Афанасьев) , что соответствует связи языческого бога Волоса как с подземным царством, так и вообще с Матерью-Землей. Примечательно, что у украинцев как земельный хозяин, так и перевозчик душ называется дидько. Кстати сказать, этот “земельный хозяин” может быть, по-видимому, отождествлен с домовым. Действительно, обычай бросать деньги в могилу может мотивироваться и необходимостью заплатить за место покойникам на кладбище: “старые покойники без денег места не дают” (Цейтлин, 1912 год) . Известно слово родитель, которое может обозначать как домового или умершего члена рода, так и незримого сторожа кладбища или же последнего покойника на кладбище (Добровольский, 1914 год) . Если предположить, что кладбища ранее были родовыми, разница между “земельным хозяином” и домовым как хранителем рода и одновременно олицетворением усопшего предка становится в сущности незначительной. Поскольку домовой при этом связан со скотом, постольку могут также считать, что деньги в могилу бросаются для того, чтобы скотина не ушла вслед за хозяином (Д. К. Зеленин) . По свидетельству Коллинза, русские при похоронах клали монеты покойнику в рот. В "Повести временных лет" сказано, что Ян Вышатич повелел вложить рубль в уста казненных им волхвов. Известны довольно поздние случаи соблюдения этого обычая. Когда на пути из Ясс в Николаев неожиданно умер князь Г. А. Потемкин, “стали искать по карманам империалов, чтобы закрыть ему глаз (единственный зрячий).. . казак подал медный пятак, которым и сомкнули глаз умершему”. Работа с зависимостями. Чистки и переклады негатива. Обряды на похудение. Диагностика платная 5 т. Чистки воском от 3 т. моя почта:
Передача денег (а так же др.вещей,забытых или упущенных во время похорон) на "на тот свет" могла состояться при участии др.усопших.Многие слышали истории о том,что покойники снятся и просят через новопреставленных передать им деньги ли,одежду ли и т.д,иногда называя время и место конкретных похорон того,с кем "передать посылку".Происходит подобная "передача" обычно с позволения родни усопшего (кстати,люди ,особенно зрелого возраста, относятся с пониманием и эксцессы возникают крайне редко),либо отдают деньги в гроб с оговором "передай тому-то".