Многие пьющие люди уверены, что не больны алкоголизмом, так как в их представлении алкоголик – это трясущийся субъект с сизым носом, небритый, немытый и нестриженный, потерявший человеческий облик и достоинство, который пропил всё что мог, потерял свою прежнюю профессиональную квалификацию и работает грузчиком в магазине или вообще не работает, а околачивается в злачных местах в надежде на выпивку, пьет со случайными собутыльниками, а потом валяется “в отключке” где-нибудь под забором. Действительно, таких алкоголиков немало. Однако в этих случаях речь идет о поздних стадиях болезни. Деградировавшие алкоголики не будут читать об алкоголизме, поэтому эта информация адресована не им.
Но есть и другие пьющие люди. Они выпивают, но это пока никак не сказывается ни на их здоровье, ни на работе, ни на отношениях в семье. У них пока все в порядке, и они считают, что так будет всегда. А на самом деле - алкоголизм уже есть. Это - его начальная стадия. Пока ещё нет таких тяжелых проявлений алкоголизма, как похмелье, запои, алкогольное изменение личности и социальное снижение. Если человек об этом не подозревает и продолжает выпивать, то болезнь будет прогрессировать, и неминуемо наступят все социально-психологические последствия алкоголизма. Но если пьющий вовремя узнает о том, что болен алкоголизмом, то есть шанс, что заболевание удастся остановить уже на этом, самом раннем, этапе, пока ещё нет никаких его последствий.
Пьянство и алкоголизм – это не синонимы. Между бытовым пьянством и алкоголизмом есть очень большая разница.
Бытовое пьянство – это не болезнь, а дань существующим в нашем обществе традициям, влияние “питейных” установок, существующих в данном коллективе (коллег, друзей или родственников), это образ жизни, а иногда – следствие неверных предубеждений. Наркологического лечения бытовое пьянство не требует, и человек может в любой момент по собственной воле прекратить потребление алкоголя или значительно уменьшить его, не испытывая никаких неприятных ощущений от воздержания. Бытовое пьянство может наблюдаться на протяжении всей жизни человека, а количество потребляемого спиртного может оставаться неизменным или увеличиваться, - лишь до определенных пределов. Но бытовое пьянство может перейти в алкоголизм.
А алкоголизм – это уже качественно иное состояние. Во-первых, это не дурная привычка, а болезнь, требующая лечения. Во-вторых, в отличие от бытового пьянства, больной типичным алкоголизмом не только не может самостоятельно прекратить потребление спиртного, но и произвольно регулировать его количество. В-третьих, в организме больного алкоголизмом происходят такие изменения, что при воздержании от алкоголя организм бунтует, требуя продолжения приема спиртного, чего не бывает при бытовом пьянстве. В-четвертых, бытовое пьянство не обладает прогредиентностью (то есть не прогрессирует), а алкоголизм - это прогрессирующее заболевание, и если уж возникли самые первые его симптомы, то оно будет неуклонно развиваться, и неизбежно возникнут новые клинические проявления, деградация личности и все последствия алкогольной болезни. Исход типичного алкоголизма закономерен и неминуем.
Но есть такой вариант алкоголизма, который можно назвать относительно доброкачественным. Он доброкачественнен по сравнению с типичным, банальным алкоголизмом, при котором можно заранее предположить, через сколько лет у больного появятся все закономерные симптомы заболевания и наступит алкогольная деградация личности.
Типичный алкоголизм с его явными признаками может увидеть даже неспециалист. А о доброкачественном варианте заболевания не знают не только люди, не имеющие медицинского образования, но и многие врачи общемедицинской практики. На протяжении всей жизни таких людей никто не считает алкоголиками - ни их родные, ни коллеги, ни сам больной.
Доброкачественный вариант алкоголизма свойственнен многим деловым, предприимчивым, честолюбивым людям, которые многого добились в жизни и в “застойные” времена, а в новых экономических условиях успешно занимаются коммерческой или иной деятельностью. Человек выпивает, и довольно интенсивно, но, тем не менее продолжает плодотворно работать. Даже жена не упрекает его за пьянство, так как он много работает, хорошо зарабатывает, обеспечивает семью. Сам пьющий считает, что при его образе жизни не пить просто невозможно, так как пьют все его деловые партнеры, единомышленники, коллеги и друзья. Ни их, ни себя он не причисляет к алкоголикам. Но болезнь уже есть, и дальше она себя неизбежно проявит. Симптомы её будут отличаться от симптомов типичного алкоголизма, но, тем не менее, это тоже алкоголизм. Если что-то изменится в жизни пьющего – после тяжелых потрясений, неудач или болезни, - алкоголизм из доброкачественного может перейти в типичный.
Вопрос – пьяница он или уже болен алкоголизмом – интересует многих людей. Не интересует он только типичного алкоголика, у которого совсем другие заботы – где бы найти денег и с кем бы выпить. Но помимо типичных алкоголиков из среды низкого социального уровня, есть множество интеллигентных, разумных людей, которые тоже пьют немало, полагая, что болезни ещё нет. Именно таким людям, тем, кто не хочет стать алкоголиком, нужно знать, в чем проявляется алкоголизм и с чего он начинается.
Алкоголизм начинается не с плохого самочувствия по утрам и потребности в опохмелении, а гораздо раньше, за много лет до появления состояния похмелья, - вот что важно знать всем людям. Похмелье - свидетельство, как минимум, 2-й стадии болезни. Чтобы до этого не дошло, человек должен знать, как проявляется предыдущая, 1-я стадия алкоголизма.
О признаках начала алкоголизма нужно знать и членам семьи пьющего человека. Сам он может никогда не осознать, что болен алкоголизмом.
Эти сведения будут интересны и родителям, имеющим детей любого возраста. Очень многие современные дети и подростки злоупотребляют спиртными напитками. Алкоголизм у них развивается очень быстро и чаще всего имеет злокачественное течение. В настоящее время это очень актуальная проблема.
Об особеностях алкоголизма у женщин тоже многие не знают. У тех деградировавших женщин-алкоголичек, диагноз которых можно прочесть на лице, алкоголизм имеет уже самую последнюю, 3-ю стадию, а до этого заболевание должно пройти еще 2 стадии.
Выпивают в настоящее время многие женщины, и во всем мире отмечается рост женского алкоголизма. У женщин тоже может быть доброкачественный вариант заболевания. Многие вполне респектабельные выпивающие женщины даже и не предполагают, что у них уже давно сформировался алкоголизм.
Нарколог не может обследовать каждого пьющего человека против его воли, чтобы определить, алкоголик ли он или пока еще пьяница. Врач может помочь только в том случае, если сам пациент обращается к нему за помощью. А для этого человек должен самостоятельно решить, нуждается ли он в помощи врача.
Стрессов в нашей жизни более чем достаточно, а алкоголь, как известно, снимает психическое напряжение. Многие люди вполне справедливо полагают, что при неприятностях или для снятия психического напряжения лучше выпить рюмку водки или коньяка, чем принимать транквилизаторы. Деловая жизнь многих людей настолько насыщена, что они вынуждены иногда прибегать к такому релаксанту, как алкоголь. Если бы алкоголь не обладал ни одним положительным качеством, никто не стал бы им злоупотреблять. Не злоупотребляют же люди уксусной кислотой или мышьяком – их и не надо убеждать, что не следует этого делать. Но если бы та же уксусная кислота обладала всеми положительными качествами алкоголя, а негативные последствия могли бы возникать не сразу после приема, а через десятки лет, то не исключено, что она тоже стала бы предметом злоупотребления. То, что может случиться когда-нибудь, через много лет, не беспокоит многих людей. Мы живем сегодняшним днем, неприятности у нас бывают почти каждый день, а раз есть средство, которое помогает забыть о своих проблемах, то никто и не думает, что это когда-нибудь приведет к болезням.